Нужны наука, образование и бизнес
Из этих трёх видов «овощей» можно сварить суп по нанорецептам
С назначением Анатолия Чубайса главой госкорпорации «Роснанотех» у нанорынка, кроме более ёмкого названия РОСНАНО, появилась чёткая и совершенно новая программа. Из выступления Чубайса перед журналистами на заседании клуба «Из первых уст» я вынесла две основные мысли. Первая: приход нановремени неизбежен. Вторая: у России пока есть шанс не отстать.
Интимные впечатления начинающего нанотехнолога
В качестве «начинающего нанотехнолога» Анатолий Чубайс делился с журналистами «своими почти интимными впечатлениями».
Первое впечатление – широта применения нанотехнологий. Чубайс убеждён, что, хотим мы или нет, но перед Россией встал простой выбор: либо мы сумеем в обозначенные сроки вскочить в этот поезд и проехать на нём нужное расстояние, либо окажемся в ситуации, когда целые отрасли будут для нас потерянными. В мире есть уже определившиеся 10–15 стран-лидеров на данном направлении. России нет не только среди них, но и на мировой нанотехнологической карте вообще.
Результаты наноопытов есть у США, Тайваня, Южной Кореи, Японии, Германии, Финляндии. А в России уже год есть 130 миллиардов рублей уставного фонда госкорпорации.
«Начинающий нанотехнолог» планирует вывести госкорпорацию «Роснанотех» на проектную мощность (пять утверждённых проектов в месяц) начиная с третьего квартала этого года. У нас ещё есть время занять место в списке высокотехнологичных стран, уверен Анатолий Чубайс.
В пользу этих амбиций говорит хотя бы то, что рынок прорывных технологий не изведан, не изучен, да просто не поделён.
«Происходит невидимое перераспределение этого мира. Вполне может получиться картинка, когда через 5–10 лет те, кто считает себя уже навечно зафиксированными лидерами, легко могут отстать. Или наоборот», – вот такой у главного нанотехнолога прогноз.
Перераспределение лидирующих мест в экономике, особенно в условиях кризиса, произойдёт и внутри страны, считает Чубайс. Ряд регионов, которые традиционно считали себя, да и были реально лидерами по доходам, по уровню жизни, могут оказаться через 4–5 лет в совершенно другой жизни. И наоборот, регионы, которые гласно или негласно признавались отстающими, вполне могут продемонстрировать прорыв.
Для этого нужны наука, образование и бизнес. «Из этих трёх видов «овощей» можно сварить суп. Можно ли сварить без одного из них? Не знаю», – говорит Чубайс.
Кризис – шанс для инноваций
В кризис, когда терпят крушение отрасли, стабильно работавшие в спокойные времена, у инновационной экономики появляется шанс. С одной стороны, найти инвестиции и в лучшие времена было непросто, а сейчас практически нереально. С другой – когда весь реальный сектор экономики шатается из стороны в сторону, приходится прибегать к «нереальным» компонентам.
Анатолий Чубайс убеждён, что стратегически без инновационной компоненты ни у кого просто нет шансов на выживание. Тот, кто этого не понимает, может продолжать производить то, что производит, но когда через три года выяснится, что ваш продукт другие производят в пять раз более эффективно и рынок вас выкинул вон, винить уже будет некого.
Мы пытали Чубайса: как же будет выглядеть российская наноиндустрия через 5–10 лет? И какие ускорители (кроме кризиса) понадобятся России, чтобы успеть в этот поезд?
В значительной степени нанотехнологии, как и в целом экономика, это прежде всего дело среднего и малого бизнеса, говорит Анатолий Борисович. И тут же интригует аудиторию, обещая высказать мысль, «которая мой имидж демократа и либерала разрушит до основания».
Чубайс считает, что для вывода России в число лидеров в нанотехнологиях, помимо огромного количества малых и средних предприятий, необходимо обзавестись «национальными чемпионами», бренды которых станут символами. Чемпионами, которых предстоит вырастить.
Негосударственная госкорпорация
Что такое нанотехнологии, журналисты, приглашённые на встречу с Чубайсом, приблизительно знали – мы уже слушали Леонида Меламеда, руководившего госкорпорацией до Чубайса. Гораздо интереснее была реформаторская натура «товарища Чубайса» и его оценка российских перспектив.
Высококлассный управленец Чубайс сказал, что содействие коммерциализации нанопроектов, выращивание бизнеса на основе науки – серьёзный вызов. Не только отечественной экономической системе, но и чисто российскому менталитету. Но госкорпорация, по мнению Анатолия Борисовича, с этим вызовом справится. Даже несмотря на то, что изначально огромный уставный капитал госкорпорации сегодня урезан почти на две трети. 85 миллиардов рублей Чубайс временно вернул в бюджет.
– Лучше, конечно, было сидеть на 130 миллиардах, – объясняет Чубайс. – Но более 50 миллиардов за год не освоить. Что мы можем сделать с оставшимися? Положить в банк на депозит и ждать, пока проценты накапают. Захватывающий, конечно, процесс, но что-то недостаточно.
Оставшиеся 50 миллиардов Чубайс обещает освоить до конца 2009 года. А к 2015 году госкорпорация обязалась создать российскую наноиндустрию с объёмом годовых продаж в 900 миллиардов рублей. Чубайс проводит параллель с объёмами продаж РАО «ЕЭС России». Именно на 900 миллиардов рублей по объёмам вышла эта госкорпорация в позапрошлом году. Только не надо забывать, что РАО «ЕЭС России» – это вся страна, от Петропавловска до Калининграда. А нанотехнологий пока нет.
Планы Чубайса идут дальше, чем требуется для выполнения поставленной задачи. Он хочет, чтобы возглавляемая им организация РОСНАНО перешла на полную самоокупаемость.
Чубайс говорит, что если до 2015 года финансирование сохранится в тех объёмах, которые сейчас обсуждаются, то с 2015 года, при выходе на 900 миллиардов рублей продаж, страна не должна будет больше вкладывать в эту сферу бюджетных средств.
По замыслу Чубайса, как только проект, в который вкладывалась РОСНАНО, будет вставать на ноги, корпорация может продавать свою долю. Деньги, полученные за счёт выхода из проекта, вкладывать в специально созданный фонд. Он позволит заново инвестировать в новые проекты.
– Конечно, есть и скептицизм восприятия всего этого как «нанопурги», которую несёт товарищ Чубайс вместе со своими товарищами, – сказал Анатолий Борисович с самоиронией. – Это всё естественно, понятно и нормально. Я просто делюсь с вами своим нынешним пониманием.
***
Анатолий Чубайс: «Очевидно, что эта технология пойдёт»
– Проект «Сухой – Суперджет» – прорывной проект. Ключевая задача – это задача изготовления самолёта с масштабным применением наноматериалов. Если это будет сделано, тогда проект имеет шанс оказаться долгоживущим. Если нет, то это локальный рынок, на котором нас очень быстро заместят более лёгкие, более экономичные с точки зрения расхода авиационного топлива, а значит, более эффективные изделия.
В числе утверждённых и реализуемых проектов есть проект вместе с НПО «Сатурн». Это отечественное двигателестроение. Наноструктурированное покрытие наносится на металлорежущий инструмент, что в разы увеличивает его ресурс, сокращает объёмы необходимой переточки и даёт ощутимую экономию затрат даже для такого крупного предприятия, как «Сатурн». Очевидно, что эта технология пойдёт дальше.
У нас в разработке два проекта по наноструктурированному бетону. Базовая идея достаточно простая. При изготовлении бетона за счёт наноразмерных добавок можно существенно повысить нанопористость, что снижает его теплопроводность. То есть увеличивает теплоизоляционные свойства. Одновременно снижается потребность в цементе на куб бетона. Получается несущая конструкция с прорывными экономическими эффектами и сохранением тех же свойств или даже с улучшением свойств пенобетона. Это для базовых несущих материалов в малоэтажном строительстве.
На днях видел компанию «Пеноситал», которая производит десятки видов материалов для создания фасадов зданий. Это в разы дешевле, чем любой камень или плитка, но соответствует техническим требованиям к таким материалам.
В Иркутской области, в Усолье-Сибирском, один из крупных наших проектов. Он связан с производством поликристаллического кремния, а также моносилана. И у нас есть уникальный проект по производству солнечных батарей в Петербурге в свободной экономической зоне. Причём солнечные батареи по двум ведущим в мире технологиям будут производиться. Одна тонкоплёночная, а другая – на основе пластин. И для той, и для другой технологии усолье-сибирский проект годится.
***
Саратовские нанопредложения народному хозяйству
Среди очевидных региональных лидеров, замеченных Анатолием Чубайсом во внимательном отношении к нанотехнологиям, он назвал Москву, Питер, Московскую область, где наукоградов типа Дубны несколько.
Но в этом списке были названы и Екатеринбург, Новосибирск, Томск, удививший самого Чубайса, Воронеж, Ростов. Дальний Восток, Татария, Башкирия… Анатолий Чубайс сказал, что назвал далеко не всех. Так что не исключено, что саратовские разработки могут быть РОСНАНО тоже интересны.
Сотрудники саратовского аграрного госуниверситета разработали нанокомпонентную пластичную смазку для тяжелонагруженных узлов трения.
С появлением нанотехнологий у учёных появилась возможность получать нано- и ультрадисперсные порошки с уникальными физико-химическими свойствами. Добавляя смеси нано- и ультрадисперсных частиц в определённом сочетании в смазочные среды агрегатов машин, можно формировать поверхностные плёнки с необходимыми свойствами, а также производить восстановление поверхностных дефектов трущихся деталей. Применение такой смазочной композиции позволяет повысить ресурс подшипников качения почти в три раза. Ожидается, что разработка найдёт своё место в машиностроении.
ООО НПФ «Пластик» разработало энергоресурсосберегающую технологию производства нанокомпозитов. Наноструктурированный многослойный пластик обладает высокими показателями прочности, монолитности, коррозийной стойкости. Разработанная технология позволяет создавать такой пластик при сокращении годовых затрат на формование изделий в 10 раз, на силовую электроэнергию до 2 раз, времени отверждения композитов до 24 раз. Область применения очень широкая.
ООО «Нанокомпозит» готово представить в производство новые виды субмикро- и наноразмерных титанатов калия и изделий на их основе. Титанаты калия – порошок белого цвета – широко используются за рубежом при создании композиционных материалов. Такая добавка обеспечивает создание композиционных материалов с улучшенными физико-механическими свойствами (огнеупорные и огнезащитные материалы, высокопрочная керамика и проч.). Разработчик находится в поисках инвестора.