Пишется: «молоко», читается: «заменитель»
Уровень жизни не позволяет покупателю выбирать натуральный продукт
Сейчас подобные рейды проходят во всех районах области, впервые за три месяца действия нового федерального закона, ужесточившего требования к качеству молока.
В Марксе работают три продуктовые сети, все они, как выяснилось, допускают нарушения. Как рассказал помощник районного прокурора Александр Денисов, «упаковка товаров вводила потребителя в заблуждение»: согласно ФЗ «Технический регламент на молоко», вступившему в силу в декабре прошлого года, продукты, изготовленные из растительных компонентов и порошкового молока, считаются «молокосодержащими» и не могут носить прежние названия.
Информацию об их настоящем происхождении нужно размещать либо непосредственно на упаковке, либо на витрине. Кроме того, производитель обязан указывать эти сведения в накладных и помещать в каждую транспортировочную коробку специальный вкладыш. По мнению прокуратуры, торговые предприятия не должны принимать товар, не имеющий таких документов.
Продавцы возразили проверяющим, что отдельная торговая точка не может менять ассортимент, установленный для всей сети.
Прокуратура Марксовского района обнаружила в продовольственных магазинах молокосодержащие продукты, информация на упаковке которых вводила покупателей в заблуждение.
По словам Александра Денисова, наказание за подобное нарушение не слишком сурово: директоров магазинов оштрафовали на 500 рублей, товар из продажи не изымали. Как отмечают в прокуратуре, сейчас такие проверки проводятся во всех районах области, но регулярными они не станут, так как согласно закону о защите прав юридических лиц внеплановые визиты контролёров разрешены только по жалобам покупателей.
Как подчёркивают в прокуратуре, неправильно маркированная продукция была произведена за пределами района. Марксовской «молочки» на прилавках ретейлеров проверяющие не обнаружили.
По оценке переработчиков молока, новый закон «никак не отразился на ситуации в отрасли, только принёс лишнее бумаготворчество».
«Из-за переименования продукции мы были вынуждены в декабре внепланово поменять все сертификаты, заказать новые клише, закупить новую плёнку, – говорят на молочном заводе «Атикс-Маркс». – При этом у нас остался большой запас упаковки с прежними названиями, нельзя же её выбросить. Пришлось посадить специального человека, который вручную вкладывает в каждую коробку с продукцией в «старой» упаковке вкладыш с новой информацией, проставляет дату и номер партии. По сути это совершенно бессмысленная суета, ведь качество нашей продукции осталось прежним: мы работаем на натуральном сырье без порошка и заменителей».
В год в Саратовской области производится более миллиона тонн молока. По подсчётам областного министерства инвестиций, перерабатывающих мощностей хватает только на четверть от этого количества (производством занимаются около 400 хозяйств, а переработкой 29 комбинатов).
При принятии нового закона авторы заявляли, что он окажется выгоден мелким переработчикам, которые используют не импортное сухое молоко, а натуральное сырьё из деревень своего района.
По мнению представителей предприятий, в действительности вышло по-другому: затраты на переоформление документов и упаковки вовсе не кстати во время экономического кризиса и могут отразиться на конечной стоимости молока.
К тому же в некоторых районах области, где молочное животноводство не слишком развито, зимой сырого молока почти нет, и переработчики вынуждены использовать порошок, запасённый летом. Теперь на упаковке такой продукции должно быть написано: «молочный напиток».
По мнению проверяющих, представленные на витринах творог, творожные сырки, сметана, сгущёнка, смеси для детского питания, молоко и кисломолочные напитки не могут так называться, поскольку сделаны из растительных заменителей и сухого молока.
«Мы потратились на разработку дизайна, но покупатель боится новых названий, хотя это тот же самый продукт, который мы производим многие годы. Мы сами сушим молоко, и оно такое же натуральное», – говорят на молочном заводе Петровского района.
Согласно новому «Техническому регламенту», теперь крестьяне, сдающие молоко, должны декларировать его качество (для этого нужно пройти анализы в центре стандартизации и метрологии), добиться определённого содержания жира и белка, охладить сырьё до температуры десять градусов и т. д.
«Чтобы выполнить ужесточившиеся требования, нужны более качественные корма и современная техника для их заготовки и раздачи, – говорит фермер из Марксовского района Тауфек Декисов. – Для их закупки нужны кредиты. При долгосрочном кредите, хотя бы лет на семь, собственные затраты производителя увеличились бы на десять-пятнадцать процентов в год. Но, к сожалению, даже Россельхозбанк сейчас даёт деньги не больше чем на один год».
Почти 90 процентов саратовского молока производят самые мелкие частники владельцы личных подсобных хозяйств. Некоторые сдают не больше чем по десять литров в день. Они не могут позволить себе купить, например, танкер-охладитель за 1,4 миллиона рублей и даже потратить 5–6 тысяч рублей на процедуру декларирования. Хороший выход для них сдавать молоко через сбытовые кооперативы. Но такие организации есть не везде.
Развитие молочного животноводства заявлялось как одна из главных целей аграрного нацпроекта. На деле государственная поддержка оказалась довольно скромной. В прошлом году дотация из областного бюджета составляла 70 копеек на литр молока и выплачивалась с задержкой, в нынешнем сумма увеличилась до двух рублей. По словам фермеров, выплаты, предназначенные на субсидирование процентной ставки по кредитам, «в январе – марте традиционно опаздывают, и в этом году из-за кризиса нам приходится особенно туго».
«Увеличение поголовья и надоев пока нам выходит боком: чем больше продукции производим, тем дешевле она стоит», – говорит фермер Тауфек Декисов.
Авторы нового «Техрегламента» обещали, что закон заставит переработчиков покупать больше отечественного натурального сырья.
«Пока не чувствуется, что наше молоко кому-то особенно нужно. Заводы, которые привыкли работать на порошке, так и продолжают это делать», – отмечает Декисов. По его словам, средняя закупочная цена составляет 8,5 рубля и «с каждым месяцем опускается», хотя для оптимальной рентабельности крестьянской фермы литр должен продаваться не дешевле 14 рублей.
Новый закон позволяет покупателю узнать, какой продукт он в действительности приобретает. Но, по мнению фермера, этого недостаточно, чтобы стимулировать всю отрасль к развитию качества: «Уровень жизни не позволяет покупателю выбирать молоко от коровки, которая кушала хороший силос и доилась импортным аппаратом. Лишь бы подешевле было».