«Таблетки от кризиса» обладают побочным действием
Два министерства предлагают свои рецепты лечения социально-экономического недуга
Трудные времена все переживают по-разному: кто жалуется и стонет, кто делает хорошую мину при плохой игре, а кто – вид, что ничего не случилось. Министерства и ведомства области сейчас один за другим рапортуют о том, «как жить будем». На минувшей неделе свою позицию обнародовали два областных министерства – здравоохранения и социального развития.
Круговорот больных в природе
Минздрав устроил круглый стол с участием владельцев частных клиник, главных врачей муниципальных больниц и специалистов медстрахования. Тему назвали так: «Нанесёт ли кризис удар по здоровью саратовцев?» Получилось как аннотация в рецепте на лекарство – есть показания к применению и есть побочные эффекты. Соответственно, разговор чётко поделился на две части.
Часть первая – оптимистическая
Сначала всё выглядело очень даже отрадно. По всему выходило, что всеобщий кризис – едва ли не лучшее время для саратовского здравоохранения.
По словам министра Алексея Сорокина, за четыре предыдущих года был создан такой основательный запас прочности (бюджетные вливания, ремонт и реконструкция зданий медучреждений, приобретение новейшей аппаратуры и т. п.), что никаких сбоев в получении населением медицинской помощи не произойдёт. Финансирование даже увеличат: в 2008 году бюджетные ассигнования отрасли составили 12,5 млрд рублей, в 2009-м – 16,9 млрд рублей.
Позаботилось правительство о льготниках и запасах лекарств. Предвидя рост цен на медикаменты, в начале 2009 года закупили их по декабрьским ценам на значительный период. Сейчас долгосрочные запасы препаратов для больных сахарным диабетом, туберкулёзом хранятся на аптечных складах. Например, в Балакове потратили на эти цели 20 млн рублей и «чувствуют себя как никогда спокойно».
Третьим главным вопросом, за которым будет следить министерство, назвали зарплату медикам-бюджетникам. Здесь тоже всё в порядке. С января 2009 года в лечебных учреждениях области зарплата увеличилась в среднем на 33 процента. Было 14 тыс. рублей, стало 17–18 тысяч.
Кроме того, министр обратил внимание на то, что не будет заморожен ни один строительный объект: строят центральные районные больницы в Красноармейске и Воскресенском, перинатальный центр, залит фундамент диализного центра в Саратове, ускорят сдачу корпуса областной детской больницы, доведут до ума кардиологический центр.
«Хочу успокоить граждан: кризис не должен оказать существенного влияния на систему здравоохранения области, – подытожил министр. Сейчас мы думаем уже не о кризисе – он когда-то закончится, – мы идём дальше».
Так же оптимистично ему вторил руководитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования области Василий Милосердов. И привёл обнадёживающую статистику: в январе-феврале 2009 года в поликлиники области обратились 3 млн 338 тыс. саратовцев (2008 год – 3 млн 417 тыс.); за тот же период 2009 года в стационарах лечилось 900 тыс. человек (2008 год – 929 тыс.).
Самым значительным Милосердов назвал такой показатель: за январь-февраль 2009 года в фонд медстрахования подали всего 33 жалобы на работу лечебных учреждений, из них лишь 24 – обоснованные.
«Не надо паники. Больные, как говорится, без таблетки не останутся, мы ситуацию мониторим», – сказал Милосердов.
Часть вторая – реалистическая
Когда в разговор вступили руководители частных клиник и начали задавать вопросы журналисты, выяснился побочный эффект «таблеток от кризиса».
Сейчас в Саратовской области 175 частных лечебных учреждений (из них 140 стоматологических). По словам главного врача клиники «Семейный доктор» Алексея Базина, 30 процентов частных клиник не смогут оставаться на плаву и исчезнут. Причина: сильно подорожали расходные материалы, лекарства, реактивы для лабораторных исследований, ЖКУ.
«Мы вынуждены снижать прибыльность едва ли не до нуля, так как не можем себе позволить увеличить цены для клиента на 40 процентов, – сказал Базин.
Его поддержали коллеги, работающие в частной медицине. Прозвучал прогноз: 15–20 процентов больных уйдут от частников и постучатся в государственные больницы. Сами частники выяснили это из разговоров с клиентурой. «Мы потеряем тех, в чьих семьях совокупный доход не выше 30 тысяч рублей».
Министр Сорокин заверил, что муниципальные больницы с дополнительной нагрузкой должны справиться. Мол, именно поэтому губернатор Ипатов и дал указание достроить корпус областной детской больницы до конца 2009 года.
Нашли негативную сторону и у позитивного показателя, по которому выходит, что количество обращений в поликлиники уменьшилось по сравнению с прошлогодним: «Лечиться народ сейчас не будет – отложит до лучших времён, а потом, после кризиса, обнаружится рост хронических заболеваний населения, вот увидите». Участники круглого стола дружно закивали.
По словам министра Сорокина, больше всего кризис может ударить по тем федеральным льготникам, которые отказались от лекарственного пакета в пользу выплаты денег. Так как лекарства подорожали на 24–26 процентов, а некоторые – в полтора раза. По цифрам вышло, что из 200 тысяч саратовских льготников «прогадали» 160 тысяч.
Ценами на лекарства власти всё же собираются управлять. На федеральном уровне решено перейти к «мягкому регулированию», начать регистрацию цен производителей – на этапе ввоза или производства препаратов. В Саратовской области есть свой закон от 2005 года, который определяет наценку для оптовых и розничных продаж. Максимальная официальная наценка на лекарства в Саратовском регионе – 60 процентов.
По словам Алексея Сорокина, сейчас в областном правительстве готовят проект постановления по снижению наценки. На вопрос журналистов, будут ли потери компенсировать из бюджета или снизят в приказном порядке, Сорокин отверг и то, и другое. Сослался на опыт соседних регионов, который сейчас изучают.
По словам министра Сорокина, в настоящее время он и его замы ездят по муниципальным районам области, составлен график поездок. В плане – встречи с местными жителями, обход больниц. Фонд медицинского страхования тоже рассылает в районы своих ревизоров.
«Всё пройдёт»
В другом стиле «кризисный» разговор вело министерство социального развития области. Министр Владимир Чернышев вышел к журналистам один. Буквально влетел – радостный, оживлённый, он жаждал вопросов и на подъёме провёл всю пресс-конференцию.
«Сегодня исполняется ровно год как я министр социального развития, и результатами работы министерства за это время я удовлетворён, – сразу задал тональность Чернышев. – Мы ничего не ухудшили – не добавили людям ни бюрократических, ни организационных трудностей».
Главным достижением министерства в 2008 году Чернышев назвал регламентирование деятельности. Любой гражданин из любого района мог прийти и без проблем получить всю интересующую информацию. И отступаться от достигнутого ради кризиса здесь не собираются.
В ходе пресс-конференции Владимир Чернышев заметно игнорировал слово «кризис». Об особых, специально разработанных «антикризисных» мерах социальной поддержки речь вообще не шла. Министр Чернышев делал ставку на чёткое выполнение закона и прежних областных программ. Правда, с оговоркой: «В новых условиях нужна перезагрузка в системе социальной защиты населения».
Основные параметры перезагрузки – усилить адресную поддержку граждан. Всех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, остался без работы – милости просят в соцслужбы и ждут по телефону горячей линии. При этом самым защищённым из всех незащищённых слоёв населения министр Чернышев назвал пенсионеров. Они и пенсию, и льготу всё равно получат. Работающим, семейным намного тяжелее.
«Потерявшим работу я бы советовал обязательно посетить службу занятости. Пособие по безработице 4950 рублей – немалая сумма. Там же предлагают курсы переобучения. Если же вас уволили незаконно – не сидите, жалуйтесь».
А пока мамы будут искать работу, ребёнка можно будет временно устроить в приют или реабилитационный центр – такие планы есть у министерства. Соцработники в основном работают по заявлениям от семей, а не наоборот. «Нормальная семья от государства закрыта», – сказал министр. Впрочем, участковые формы работы с проблемными семьями тоже останутся.
Упомянул министр и о проблемах: про большую очерёдность (200 человек) в психоневрологические интернаты области, слабые темпы организации безбарьерной среды для инвалидов, низкий уровень реабилитации взрослых инвалидов. Кроме того, в министерстве предвидят затруднение в организации летнего отдыха детей: как между семьями, потерявшими работу, выбрать самых незащищённых и распределить путёвки?
«Кризисную» пресс-конференцию министр разбавил разговорами «за жизнь». Упомянул о том, что в конце апреля намечена защита диссертации на тему демографии, которую он писал пять лет. Про себя сказал: «Я оптимист, верующий, и обожаю эту страну». Своим девизом он считает мудрые слова «Всё пройдёт», а девизом министерства – что-то вроде «Вовремя и всем кому нужно».
А на вопрос «Какой вы видите свою старость?» Владимир Чернышев ответил: «Я поварился в нашей системе и понял, что не хочу доставлять проблем своим детям совместным проживанием. Знаю, какие у нас условия в домах-интернатах для престарелых. Лучше жить там, чем в четырёх стенах в одиночестве. Только не подумайте, что это реклама!»