Кто на свете всех главнее?
Начальником над областью стало некое сообщество членов «Единой России»
Отставка губернатора – это всегда событие. Громкое, неожиданное, долгожданное – определения подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае уход с поста руководителя региона – новость федерального уровня.
По логике, губернаторы уходят или «уходят» их в том случае, если в возглавляемом ими регионе начинается разброд и шатание. Неважно, на экономическом, социальном, коммунальном, национальном или аграрном уровне.
Но на минувшей неделе в стране случился прецедент. Главу региона убрали из-за его антипартийного демарша. Нет, мурманский губернатор был членом «Единой России» и даже входил в её руководящие органы. Но на выборах мэра он не поддержал кандидатуру ЕР, и больше того – обвинил свою же партию в использовании административного ресурса. И был отправлен в отставку по собственному желанию.
Конечно, сейчас можно говорить о том, что Юрий Евдокимов был слабым руководителем, в регионе у него кризис порушил всё до основания, и потому… Но даже неискушённому наблюдателю ясно, что губернатор поплатился за несовпадение с линией партии.
Попробуем провести аналогии с родной землёй. Наш Павел Ипатов, понятно, член руководящей, направляющей «Единой России». Он регулярно посещает заседания её руководящих органов, отчитывается о проделанной работе, выполняет все необходимые ритуальные танцы. Но не секрет, что делает он то не по велению сердца, а по обязанности, из чувства долга. И это, увы, видно невооружённым глазом.
Естественно, партийному руководству отсутствие партийного рвения у Ипатова не нравится. Не нравится, что Ипатов не спешит в региональное отделение за советом, не торопится разделить радости побед и горечи поражений. Потому Павел Леонидович находится под жёстким и неусыпным надзором со стороны ЕР-партийцев. Дабы не дай бог не оступился и не принял политически не выверенного решения. И если вдруг, то…
Ситуация в Саратовской области такова, что главным неформальным лидером региона, хотим мы этого или нет, является Вячеслав Володин.
Павел Ипатов не смог стать самым приближённым и доверенным его лицом. Также не смог он и определить условия взаимной игры. Потому полностью зависим от людей первого круга Вячеслава Викторовича.
К счастью Ипатова, ближний круг очень недружен между собой, потому наступления единым фронтом на Ипатова у местных единороссов пока не получалось. Хотя недовольство прорывается регулярно. Как струи горячей воды в долине гейзеров. Неожиданно и бурно. Правда, столь же быстро и стихает.
Справедливости ради надо сказать, что и сам Павел Леонидович не сильно любит областную ЕР-верхушку. Явно неприязни он не выражает, но негатив прорезается в мелочах. И, понятно, в медийных нападках. Впрочем, взаимных.
В регионе у нас есть, как и положено, партия «Единая Россия» и оппозиция. Последняя давно и прочно задавлена. Нет, голос коммунистов, эсеров иногда слышен. Но внимания на их высказывания обращается мало. А вот внутри правящей партии единодушия нет.
Единым фронтом единороссы не выступают. Условно говоря, их можно разделить на множество групп, кланов и сообществ. Есть истинные володинцы, слово Вождя для которых – свято. Есть те, кто вошёл в партию из конъюнктурных соображений и готов переметнуться под флаги сильнейшего в любой момент. Есть партийцы, тяготеющие к Ипатову, но таких единицы.
По большому счёту Ипатов руководит исполнительной властью. А им пытается управлять руководство местного отделения ЕР. И регулярно требует отчёта. Ипатов эту роль воспринимает без энтузиазма. За что его периодически наказывают.
Издания, подконтрольные ближайшему сподвижнику Володина Николаю Панкову, азартно нападают на человека Ипатова – заместителя председателя областной думы Михаила Кискина. Поговаривают, что грядущая смена структуры областного заксобрания обусловлена в том числе и задачей лишить Кискина комитета.
Складывается впечатление, что на текущий день Павел Леонидович Ипатов находится в губернаторском кресле исключительно потому, что у главного областного единоросса нет приличной кандидатуры на губернаторский пост. Возможно, именно поэтому слухи об уходе Ипатова бродят по области практически с момента его вступления в должность.
Не секрет, что, после того как Володин одержал победу над Аяцковым, при рассмотрении многочисленного списка претендентов на губернаторский пост кандидатура Ипатова всплыла в самый последний момент и была исключительно компромиссным решением.
Не секрет также и то, что Павел Леонидович очень долго чувствовал себя в роли главы региона неуютно. Успешный, состоятельный руководитель чётко структурированного и отлаженного предприятия, какой является Балаковская АЭС, никак не мог понять проблемы АПК, ЖКХ или незащищённых слоёв населения.
Но, как говорится, и медведя можно научить курить. Не прошло и четырёх лет как Павел Ипатов не только почувствовал вкус к новой работе, но и начал реально становиться губернатором.
И вместо помощи ему со стороны однопартийцев – жёсткий учёт, контроль, критика и шпильки. Причём в очень непростое кризисное время.
Говорят, в некоторых регионах партия (естественно, «Единая Россия», других близких к власти партий в стране нет) занимает своё, безусловно, достойное место в жизни территории. Но руководят там губернаторы. Естественно, с оглядкой на федеральный центр, руководителей страны, поддерживая линию партии, взаимодействуя и согласовывая. Не исключено, что это сказки.
По крайней мере, наблюдая за ситуацией внутри области, можно сделать вывод, что во главе региона стоит «Единая Россия». Причём не первый секретарь обкома КПСС, как это было в советские времена.
Первый секретарь не только был первым лицом в области, но он и отвечал собственным партбилетом и репутацией за свои действия.
Сейчас наш главный областной начальник не руководитель регионального отделения ЕР, а некое сообщество членов «Единой России», приближённых к своему главному начальнику Вячеславу Володину.
Так что, если Павел Леонидович Ипатов просто подумает что-либо, не совпадающее с тем, что задумала партия, его ждёт страшная кара. Вплоть до увольнения с занимаемой должности.
Депутаты областной думы, в случае необходимости, легко пойдут на процедуру отзыва. Если им поступит указание сверху.
Но этот вариант реален в том случае, если Ипатову подыщут достойную, с определённой точки зрения, замену. Реальные кандидаты все на виду. И нельзя сказать, что вероятные кандидаты вызывают у политической тусовки приступы восторга. Мрачное присловье «Следующий будет хуже» объединяет практически все прогнозы.
Но вернёмся на Кольский полуостров, то бишь в город Мурманск. «Единая Россия» там добилась своего ровно наполовину – настояла на снятии Евдокимова. Назначенный на его место Дмитриенко к партии имеет весьма касательное отношение. Вопрос: партию использовали или она не захотела отправлять в тундру лучших своих сыновей?
Вопрос второй: в случае возникновения подобной коллизии в нашем регионе кто будет иметь больше шансов – истинный партиец или, скажем, кандидат, рекомендованный какой-нибудь естественной монополией? Кого из них поддержит Кремль?
P. S. В Москве имеет хождение иная версия. Дескать, Евдокимов наказан за выступление «против» вообще. Тема не имела решающего значения. Ей могла стать экономика, федеральные отношения, освоение Севера, короче, что угодно. На примере мурманского губернатора остальным руководителям регионов показали – высовываться вредно. Тогда выходит, что критика выборных технологий ЕР – не причина, а лишь повод, зацепка. Для партии это – обидная версия.