Справляются без федеральных решений

Оценить
Области не нужен государственный посредник

Области не нужен государственный посредник

Заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин несколько дней назад рассказал президенту Дмитрию Медведеву о «посчитанной» среднероссийской цене на горюче-смазочные материалы для сельхозтоваропроизводителей.

По дизельному топливу эта цена составляет 13823 рубля за тонну, по 76-му бензину – 12589 рублей. «Это средневзвешенная цена на НПЗ, отпускная цена, которая будет применяться на всю весеннюю полевую кампанию», – пояснил Сечин.

Нюансы ценообразования

Однако, по словам Игоря Сечина, в регионах цена будет отличаться от базовой, потому что топливо должно быть доставлено туда с НПЗ через систему нефтепродуктообеспечения нефтяных компаний. Отличие от средней стоимости ГСМ будет зависеть, например, от расстояния.

Важным моментом разговора в Кремле стал акцент на исключение посредников из схемы доставки топлива непосредственно до предприятий сельского хозяйства. Федеральное правительство совместно с Минсельхозом России решило организовать единый канал поставки.

«На базе Россельхозбанка будет создано специальное предприятие, которое будет заниматься приобретением необходимых объёмов топлива. Оно будет рассчитываться с нефтяными компаниями и будет обеспечивать передачу топлива по единым ценам для предприятий сельского хозяйства», – заявил зампред федерального правительства.

«Газета недели в Саратове» решила посмотреть, как меры по стимулированию сельхозтоваропроизводителей в Саратовской области, которые областное правительство активно реализует уже несколько лет, соотносятся с последними решениями, принятыми на уровне федерации.

Начали с единственного в регионе производителя нефтепродуктов – компании ТНК-ВР.

19 марта Саратовнефтепродукт (дочернее общество ТНК-ВР) сообщило о снижении розничных цен на бензин и дизельное топливо, реализуемые через сеть АЗС.

Мы поинтересовались в компании, насколько удешевление топлива является реакцией на федеральное решение.

Саратов вспомнил цены 2006 года

В компании нам ответили, что льготные цены на ГСМ высчитываются ежемесячно. На март 2009 года цена льготного дизтоплива составляет 14,3 тысячи рублей за тонну. В феврале стоимость дизтоплива составляла 13,4 тысячи рублей за тонну. И соответствовала уровню цен 2006 года.

Относительно своей ориентированности на сельсхозтоваропроизводителей в ТНК-ВР ответили, что компания «является социально ориентированной, поэтому при принятии решений, в том числе и по ценовой политике, учитывается и текущая социально-экономическая ситуация». Кроме того, нам пояснили, что цены Саратовнефтепродукта обусловлены рынком, но, как показывает практика, сегодняшний уровень цен предприятия вполне укладывается в параметры, обозначенные недавними решениями федерального правительства.

В рамках соглашения, подписанного ТНК-ВР и правительством Саратовской области, в этом году предусмотрена возможность поставки сельским хозяйствам не менее 125 тысяч тонн ГСМ по льготной цене. Из них 45 тысяч тонн гарантировано пойдут на проведение посевных работ. Скидка, оговорённая в соглашении, составляет до 10 процентов от коммерческой цены дизтоплива.

Сверху вниз и снизу вверх

О том, как сельхозтоваропроизводители удовлетворяют свои потребности в горючем, нам рассказал директор колхоза «Михайловское» Марксовского района Николай Косарев.

Николай Александрович уже 15 лет руководит своим хозяйством, и на протяжении всего этого времени его колхозу ежегодно требуется 760 тонн дизельного топлива. Как правило, основную часть этого объёма хозяйство закупает на ближайшей энгельсской нефтебазе и у тех организаций, которые владеют лицензией на поставку топлива в село.

«С энгельсской нефтебазой мы каждый год заключаем договор, – рассказывает Косарев, – но какие-то конкретные объёмы в договоре мы не прописываем, а каждый месяц формируем заявку. У нас получается, что в какой-то месяц мы расходуем больше топлива, а в какой-то меньше».

Кроме того, как сообщил руководитель колхоза, «Михайловское» включено в реестр тех предприятий, которым от ТНК-ВР поставляется топливо по льготным ценам.

«Здесь объёмы лимитированы. Нам перепадает в среднем 300 тонн на год, – говорит Николай Александрович, – остальное мы покупаем на Энгельсской нефтебазе или у других организаций, если нас устраивают их цены. Куда деваться? Ищем, где подешевле».

У директора колхоза Косарева мы заодно поинтересовались мнением о планируемом едином посреднике на базе Россельхозбанка, который должен закупать и по фиксированным ценам поставлять топливо селянам.

«Если у него будут приемлемые цены на ГСМ, то тогда он нужен, – сообщил наш собеседник. – А если цены будут как и у всех, то смысла нет. Появится просто ещё один монополист».

Косарев рассказал, что ему довольно часто приходится бывать на разных форумах, и он уже неоднократно там предлагал создать нефтяные предприятия, которые будут работать только на сельское хозяйство.

«Раньше над этими предложениями как-то посмеивались, а сейчас, видимо, приходят именно к этому, – говорит он. – Сейчас государство компенсирует нам какие-то суммы, затраченные на топливо. Это хорошо, конечно, но лучше бы нам просто продавали его по низким ценам, а уж этим нефтяным компаниям компенсировали бы что угодно. С кредитами та же неувязка. Ставку процентную нам частично компенсируют, но компенсация эта иногда приходит позже, чем хотелось бы. Давали бы нам кредиты под 6–8 процентов годовых, например, а банкам бы компенсировали».

Дизельный секрет российского уровня

Ещё одно компетентное мнение о новом государственном посреднике в цепочке поставки дешёвого топлива сельским хозяйствам нам удалось получить в областном министерстве экономического развития и торговли.

И. о. министра Александр Ульянов сообщил, что предприятие, о котором говорил Медведеву Сечин, это не какая-то коммерческая фирма при Россельхозбанке. Здесь, по словам Александра Александровича, речь идёт об операторе, для которого Россельхозбанк выступит финансистом.

«Схема нормальная, – заявляет Александр Ульянов. – Интересно закупить топливо по низким ценам, например, сейчас, а потом осенью по той же цене его отпускать сельхозпредприятиям. В нашем регионе такая схема работает по лекарствам. Но здесь есть определённый риск. Существует вероятность того, что сегодня мы наблюдаем не самые низкие цены на нефтепродукты. Если цены будут снижаться, то никто от сегодняшнего затаривания ГСМ не выиграет. Все эти колебания нужно очень хорошо просчитывать и анализировать. Но нашему региону такой оператор на самом деле не нужен. У нас есть основной поставщик – ТНК-ВР, и есть прямые договоры с ним».