Сотовые операторы становятся мобильными

Оценить
Плюсы и минусы кризисных покупок

Плюсы и минусы кризисных покупок

Финансовый кризис буквально спровоцировал передел рынка операторов сотовой связи и сети салонов по продаже мобильных телефонов. Ведущие ретейлеры вынуждены были встать под знамёна операторов. Продавцы мобильных телефонов утверждают, что на потребителях это никак не отразится.

Уже в конце прошлого года свою заинтересованность в представителях рынка мобильных телефонов высказывали все члены «большой тройки». В итоге ОАО «ВымпелКом» («Билайн») приобрёл 49 процентов акций «Евросети», ОАО «МТС» приобрело сеть «Телефон.Ру», третий оператор – «Мегафон» – находится в раздумьях.

Представители покупателей и продавцов считают, что эти сделки одинаково выгодны для обеих сторон. Ретейл, по мнению экспертов, наиболее зависящий от кредитных ресурсов, нашёл твёрдое финансовое плечо: у операторов более широкие финансовые возможности и рентабельность. Но они не продавцы. Поэтому покупка готовых обустроенных точек продаж и обслуживания с подготовленными и обученными кадрами должна стать выгодным приобретением.

В кризис спасают праздники

Кроме «внешнеполитических» вопросов представителям рынка приходится решать и более насущные проблемы, вызванные снижением покупательской активности.

Компания «Евросеть» закрыла часть своих магазинов в Саратовской области. Сейчас в регионе работают 50 наиболее рентабельных точек. «Мы закрывали только нерентабельные торговые точки, где нам не удалось договориться с арендодателями о снижении арендой платы, это порядка 10 магазинов в Саратовской области», – говорит Сергей Сычев, управляющий Саратовским субфилиалом компании «Евросеть».

ООО «Телефон.Ру» закрыло в Саратовской области два салона в районах, в регионе осталось работать 22 магазина.

Сергей Сычев говорит, что падение спроса на мобильные телефоны, безусловно, наблюдается. Показатели продаж 2008 года были не хуже, чем в 2007, но снижение покупательской активности налицо. А это значит, что весь рост продаж был нивелирован последними осенне-зимними месяцами.

На этот «нерост» продаж, несомненно, повлияла и кредитная политика банков. Покупки мобильных телефонов «в кредит» составляют в ретейлерских сетях около 30 процентов всего объёма продаж. С конца прошлого года количество телефонов, проданных в салонах «Евросеть» «в кредит», снизилось на 40 процентов.

По словам менеджера по рекламе ООО «Телефон.Ру» Татьяны Макаровой, ситуация с кредитованием ухудшилась очевидно. Татьяна Макарова говорит, что банки пропускают только 20 процентов кредитов из запрашиваемого количества. И это несмотря на то, что сеть работает с несколькими кредитными организациями. Больше всего от банковской кредитной политики страдают те ретейлеры, у которых кредитные телефоны занимают большую долю продаж.

Весной продавцов спасали праздничные продажи. Объём продаж телефонов в весенние праздники даже превышал прошлогодние. По словам Сергея Сычева, в преддверии февральских праздников спрос рос, люди покупали подарки, а продажи телефонов к 8 марта выросли на 60 процентов по сравнению со среднемесячными.

Бюджетные модели становятся модными

Изменение покупательской активности произошли не только на количественном, но и на качественном уровне. Покупательский интерес переместился в эконом-сегмент. Средняя стоимость проданного телефона сократилась на семь процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В свою очередь в «Телефоне.Ру» не замечают особых изменений в пристрастиях потребителей. «Как были наиболее популярны бюджетные модели, так и остались», – говорит Татьяна Макарова. – Покупательский интерес если и переместился в сторону бюджетных моделей, то пока не очень заметно».

Однако производители мобильных телефонов отреагировали на изменения тенденций спроса и, пересмотрев свои планы на этот год, стали менять предлагаемую линейку уже прошлой зимой. Сокращая производство дорогостоящих аппаратов, производители существенно расширили предложения по бюджетным телефонам.

При этом ожидать понижения цены существующих дорогих моделей не стоит. Сергей Сычев напоминает, что, поскольку сотовые телефоны и портативная цифровая техника в России не производятся, а импортируются, то цены на неё зависят от колебаний курсов валют. В 2009 году производители повысили закупочные цены на эти товары, так что стоимость их, безусловно, выросла. Балансировать предложение будет как раз расширенный ряд бюджетных моделей.

Продавцы не скрывают, что продолжают надеяться на то, что покупатели, которые могли себе позволить телефон за тысячу долларов наличными, от своих пристрастий не откажутся и на покупке мобильного телефона экономить не будут. «Разница в несколько тысяч рублей даже в условиях кризиса для таких людей не помеха», – уверена Татьяна Макарова.

Когда слово – золото

Как и прогнозировали эксперты, операторов сотовой связи кризис коснулся в незначительной степени. По информации, предоставленной операторами, они по-прежнему наблюдают рост подключений и абонентской базы. Например, пресс-служба филиала ОАО «МТС» «Макро-регион «Поволжье-ЮВ» сообщает, что абонентская база МТС в прошлом году в Саратовской области выросла на 31 процент. И даже за первые месяцы текущего года объёмы подключений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли примерно на четверть. В МТС уверены, что такие показатели связаны с антикризисными предложениями и тарифными планами, выставленными оператором. Среди них и бонусы подключившимся новичкам, и скидки постоянным клиентам.

Оператор возлагает большие надежды и на сеть салонов сотовой связи «Телефон.Ру». Салоны этого ретейлера будут включены в собственную сеть салонов МТС. Ребрендинг произойдёт уже в течение ближайшего года, обещают в филиале компании. Оператор уверен, что расширение почти в четыре раза собственной дилерской сети в Саратовской области позволит ему значительно увеличить присутствие на рынке услуг операторов сотовой связи.

Тем не менее, несмотря на растущую абонентскую базу, операторы сотовой связи отмечают изменившееся отношение клиентов к этому виду услуг.

«Мы замечаем, что абоненты в новых экономических условиях начали задумываться об оптимизации своих расходов, в том числе и расходов на мобильную связь, – говорит Екатерина Карпова. – В целом абоненты стали более внимательно относиться к своим тарифам. Если раньше абоненты были готовы переплачивать за привычку пользоваться тем тарифом, на который когда-то подключились, то сегодня они стали задумываться о смене тарифа или даже оператора. Это тем более актуально, что качество связи и уровень покрытия у операторов в регионе примерно паритетны, а уровень цен различается».

Более пристальное внимание к тарифным планам замечают и ретейлеры. Татьяна Макарова говорит, что покупатели в поисках наиболее дешёвого тарифа стали тщательнее просматривать предложения операторов.