Пять тысяч – тоже деньги

Оценить
Семья приходит вечером и забирает продукты

Семья приходит вечером и забирает продукты

Ольга Копшева, Екатерина Кочкина

Ольга Коргунова, председатель благотворительного фонда «Савва»:

– Очень часто люди, в особенности предприниматели, просто не понимают значение слов «социальная ответственность бизнеса». Многие считают, что социальная ответственность ограничивается поддержкой работников предприятия, заботой о ветеранах. А то, что социальная ответственность бизнеса – это понятие более широкое, понять готовы не все.

При этом в последнее время благотворительность стала действительно модным, престижным занятием. В прошлом году это особенно ощущалось. В разных сообществах часто спорят о том, чем вызвано желание заниматься благотворительностью. Многие считают, что это пиар и публичные люди таким способом привлекают к себе внимание. В свою очередь благотворители, например Чулпан Хаматова, говорят: «пусть думают, что хотят».

Я пока не знаю, как отразится кризис на социальной ответственности бизнеса, но мне кажется, что всё равно найдутся люди, которые не бросят это занятие. Ведь помогать можно не только деньгами. Например, 10–15 лет назад было сильно развито волонтёрско-добровольческое движение. Тогда вместо денежной помощи устанавливали лавочки, приводили в порядок скверы.

Сегодня, в условиях кризиса, добровольчество должно вызывать новый интерес. Разве раньше можно было жить в доме и не заботиться о палисаднике? Или учиться в вузе и не быть занятым общественными делами? Всё это возможно вернуть и сейчас.

Например, мы же можем раз в неделю помогать бабушке – соседке по подъезду. Приходить покупать ей продукты, помогать прибраться в квартире. В русском человеке есть такая потребность – помогать кто чем может. А те, кто чего-то добились в жизни, должны работать с благотворительными фондами.

Кстати, чаще всего благотворители оказывают помощь детям и животным. А когда у благотворителей просят помощи на создание какого-нибудь маленького театра или выставки, они не проявляют большого интереса.

Возможно, это вызвано тем, что люди не хотят, чтобы их имена были связаны с чем-то непонятным, пугающим. К тому же, когда в мире и так немного светлого и чистого, хочется, чтобы было больше хорошего. А это как раз дети и животные.

Я могу привести самую, на мой взгляд, оптимальную модель социальной ответственности бизнеса. Есть организация, какое-либо производство. Предприятие разрабатывает программу помощи детскому дому, колонии для заключённых или приюту для животных. Информация о программе распространяется среди сотрудников, им предлагается оставлять в месяц, скажем, по 50, по 100 рублей в бухгалтерии. За месяц набирается тысяч пять. Директор предприятия добавляет со своей стороны ту же сумму. Главное – всё должно быть прозрачно и понятно для людей.

В Саратове активную социальную политику ведут ТНК-ВР и «БАТ-СТФ». Местные саратовские предприятия тоже не отстают. Я с уверенностью говорю, что если общественная организация или директор детского дома обратятся к местному бизнесу, им не откажут. Только надо знать, как просить.

Когда обращаешься за помощью, очень важно, чтобы у тебя было чистое имя, искренние помыслы, чётко сформулированные цели, задачи и ожидания. И самое главное – правильно изложенная программа.

Если ты просишь помощи для многодетных семей, то необходимо предоставить имена, адреса, фотографии, историю этих семей, объяснить, какая помощь и для чего она нужна. Если всего этого не будет, то, скорее всего, предприниматель денег не даст. Бизнесмены – очень умные люди, которые умеют считать деньги и сразу поймут, если их обманывают.

Если обращаться за помощью на Пасху, перед 1 сентября или Днём защиты детей, то никто никогда не откажет. Но опять же: организовать подарки, продукты или подарить телевизор, игрушки, ковры, мебель, помочь сделать ремонт бизнес соглашается гораздо охотнее, чем спонсировать образовательную программу.

И не нужно просить у предпринимателя денег. Надо чётко формулировать, какая помощь необходима. Например, если нужно помочь продуктами многодетным или малообеспеченным семьям, то, например, хозяин кафе может предложить такой вариант. Семья приходит вечером в кафе и забирает продукты, которые остались. И это не объедки, а, например, оставшаяся мука или суповые наборы. Многие семьи живут так по несколько лет.

Предприниматели по-разному относятся к публичности своей благотворительной деятельности. Но надо сказать, что с бизнесом мы слышим друг друга, в то время как с властью контакт получается не всегда. Она вроде бы не против повернуться к нам лицом. Но очень часто такое общение осуществляется просто для галочки.