Богатым и счастливым нужно признание
Но в разные времена от разных людей
Ольга Копшева, Екатерина Кочкина
Алевтина Леснякова, юрист некоммерческого сектора:
– Закон о благотворительности в Саратовской области был первым региональным документом, который демонстрировал, что власть региона озабочена социальной составляющей имиджа предпринимателей.
Такие законы, тогда, десять лет назад, были только в Москве и Санкт-Петербурге. Но это всё-таки столичные города, с особой ментальностью и финансовыми возможностями. Поэтому законодательные собрания Российской Федерации предпочитали ориентироваться на наш пионерский закон.
Да, он был рамочным, в нём не было никаких финансовых льгот. Но он очерчивал положительный образ предпринимателя. Грамоты, доски почёта, аплодисменты благодарных облагодетельствованных.
Это только на первый взгляд кажется, что подобные «социалистические» почести не нужны богатым и счастливым. Ещё как нужны. Нематериальное выражение симпатии, приязни от лица тех, кто волею жизненных обстоятельств находится в стеснённых условиях, способно превратиться в мощную мотивацию жертвовать.
Мотивация вообще штука очень мощная. Попробуйте внимательно присмотреться к тем, кто сознательно занимается благотворительностью. И как правило, не так уж и далеко скрыта бывает причина, почему конкретный человек делает то или другое доброе дело. Они легко читаются по направлениям.
Те предприниматели, что вышли из бедных семей, никогда не откажут в просьбе дать денег на бесплатные обеды или организацию праздничных ужинов для приглашённых на мероприятие детей.
Человек, у которого, пока он был в тюрьме, умерла одинокая мать, будет вкладывать в память о ней в стариков.
Недоучившиеся легко расстаются с деньгами, которые просят на учёбу одарённых детей.
И вот в рамках нашего саратовского закона мы проводили конкурс под названием «У добродетели есть имена». И называли эти имена. И их узнавали.
А потом, в 2006 году, наш саратовский закон наши депутаты отменили. Мотивировкой стало существование федерального закона о благотворительности. И одновременно потребность бизнеса в благотворительности как-то стала сходить на нет.
Я, конечно, далека от мысли сравнивать эти два факта. И всё же отмена закона хотя бы для тех, кто уже прославился благотворительными делами, стала таким сигнальным флажком о том, что напрямую выстроенные отношения бизнеса с благотворительными фондами саратовской власти не нужны.
А у нас в области практически нет предприятий, которым бы слово региональной власти было безразлично. И выбирая между имиджем в глазах людей и между имиджем в глазах власти, саратовские предприниматели останавливаются на последнем.
В результате имеем то, что имеем. В лучшем случае благотворители, как в 90-е, уходят сейчас в тень. Одни боятся показать прибыль налоговым органам, другие свою щедрость – губернаторам и мэрам.