От «точек боли» до «точек прорыва» ещё далеко

Оценить
Кризис может научить людей делиться

Кризис может научить людей делиться

Ольга Копшева, Екатерина Кочкина

Президент Дмитрий Медведев в пылу борьбы с кризисом обозначил недавно новую форму ответственности отечественного бизнеса. Он сказал, что социально ответственный бизнес в дни тяжёлых испытаний должен умерить свои аппетиты и заботиться о сохранении производства.

А в другом выступлении господина президента промелькнула оценочная установка на то, что социально ответственный предприниматель не имеет права избавляться от своего бизнеса в кризисные для России времена и выводить капиталы за границы родины.

С точки зрения экономики это, конечно, никакой не новый тренд, а просто очередные эмоциональные заявления. Которые нельзя оценивать как хорошие или плохие. Бизнесу от них ни жарко ни холодно. Тем более что предприниматели в нашей стране давно знают цену публичным словам первых лиц государства.

Ведь до пассажей о соцответственности Дмитрий Медведев вошёл в новейшую историю установкой «прекратить кошмарить бизнес», адресованной своим подчинённым. Подчинённые Дмитрия Медведева не расслышали. И вот теперь по сути он сам пытается «кошмарить» бизнесменов.

Хотя нет у него никакого права вмешиваться в дела предпринимателей. Бизнес живёт в соответствии с теми законами, что придумала для него власть. И в этом зафиксированном на текущий день пространстве никакая социальная ответственность никак не прописана.

Термин есть, но каждый отвечает по-своему

Недавно газета «Ведомости» проводила масштабные исследования благотворительности в России. Побочным продуктом изысканий стало неожиданное открытие. Большинство крупных компаний, согласившихся ответить на анкету «Ведомостей», путают понятия благотворительности и социальной ответственности бизнеса.

В благотворительность записывали программы организации отдыха детей сотрудников, а в социальную ответственность – построенные детские площадки во дворах города. Эксперты за подобную путаницу снижали баллы.

Потому что эксперты считают, что социальная ответственность бизнеса – это прозрачная отчётность, уплаченные налоги, исполнение Трудового кодекса и всевозможные меры поощрения и мотивации собственных сотрудников к работе на благо фирмы.

То есть если принять эти правила, то социальная ответственность довольно тесно увязывает хозяина производства с двумя категориями пользователей плодами этого производства – с государственной казной и с собственными работниками.

Есть плоды, есть чем делиться. Нет плодов – извините. Минимальная планка доли расходов установлена законодательно. Максимальная – по желанию. Никаких особых льгот, поощряющих предпринимателей на данном направлении, в нашем государстве нет.

С благотворительностью всё ещё сложнее. Она возникла в истории рыночной России на волне стремления больших компаний открывать свой бизнес. Типичным примером благотворителя-донора, отдающего деньги не государству, не собственным работникам, а совершенно далёким от основного производства людям, с целью выравнивания их возможностей в условиях неравного доступа к социальным благам, стал в первые годы ХХI века ЮКОС Ходорковского с его благотворительным фондом «Открытая Россия».

Излишки нефтяных денег тратились на компьютеризацию сельских библиотек, интернет-обучение учителей, повышение квалификации журналистов региональных СМИ, расширение сознания старшеклассников и студентов, организацию телефонных горячих линий с консультациями юристов по вопросам противодействия попыткам представителей власти нарушить закон.

Все участники многочисленных программ были довольны. Недовольство власти выразилось в уголовное дело. «Открытую Россию» закрыли. А её донор Михаил Ходорковский на следующей неделе будет вынужден в открытом судебном заседании оправдываться за то, что не отмывал через эту благотворительную организацию миллиарды долларов, полученные от якобы украденной нефти.

Безопасные дети и жадные до денег чиновники

Горький опыт собрата заставил российский бизнес очень осторожно подходить к выбору направления своей благотворительности. Предприниматели быстренько поняли, что лучшими донорами в России считаются те, кто питает излишками своих денег госчиновников или фонды с участием государства. Безопасными самостоятельными направлениями виделась только помощь больным или одарённым детям. По ним и пошли. В итоге в марте 2009 года исследования благотворительности в России фиксируют «маленькую галерею образов», обогретых бизнесом.

Предприниматели России не осмеливаются поддерживать и стимулировать появление «точек прорыва» и быть участниками построения гражданского общества. Замаха на альтернативность государству в российских предпринимателях не просматривается.

Кризисные тенденции

Организация «CAF Россия» в конце 2008 года провела ряд исследований, в ходе которых выяснила, что в кризис российский бизнес будет спасать себя. Объёмы корпоративной благотворительности сократятся как минимум вдвое.

Уже в ноябре прошлого года крупнейший донор – ТНК-ВР – расформировал отдел корпоративной социальной ответственности. Если учесть, что у большинства доноров таких отделов не было вовсе, становится понятным, что благотворительность отныне если и сохранится, то станет совсем уж бессистемной.

Крупнейшая объединяющая организация благотворителей «Форум доноров» прогнозирует, что благотворителями в кризисные годы будут становиться обычные российские граждане. Они станут жертвовать деньги или напрямую нуждающимся в них, или в хорошо зарекомендовавшие себя фонды, организованные активными известными людьми. Для примера можно вспомнить фонд «Подари жизнь», организованный Чулпан Хаматовой, который помогает детям с заболеванием раком крови.

Формы этой помощи, вполне возможно, начнут стремительно становиться цивилизованными. От почтовых и банковских переводов, скорее всего, перейдут к билетам на благотворительные концерты, отчислениям какого-то небольшого процента с каждой транзакции, проведённой с помощью банковской карты.

Можно, кстати, вспомнить и механизмы начала XX века, когда каждому делающему банковский платёж предлагалось купить марку и пожертвовать таким образом на заботу о беспризорниках или на развитие движения ДОСААФ.

Из новейших способов сбора денег обнадёживает Интернет с его всё более структурированными попытками привлечь внимание к чужой боли и чужой нужде. Но эту культуру делиться тем малым, что у тебя есть сегодня, у российских людей нужно ещё развивать и развивать. По оценкам экспертов, среди жертвователей денежных средств 75 процентов средств приходится на корпоративные взносы. Во всём мире наоборот.