Не по злому умыслу, а по незнанию

Оценить
Государственных и муниципальных заказчиков области учили быть бдительными

Государственных и муниципальных заказчиков области учили быть бдительными

Более тысячи человек на минувшей неделе собрались в большом зале правительства Саратовской области для того, чтобы послушать об изменениях в законах о государственных закупках.

С новшествами федерального законодательства представителей государственных и муниципальных заказчиков (это органы власти и бюджетные учреждения) знакомили заместители председателя комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд области Сергей Бобылёв и Наталия Калашникова.

Они начали с того, что предупредили собравшихся о нестандартных условиях, в которых сегодня проходит вся работа по госзакупкам. С одной стороны своё вездесущее влияние оказывает кризис, с другой – меняющееся законодательство. Не всегда понятными и далеко не совершенными были названы нормы, в соответствии с которыми ведутся закупки для государственных и муниципальных нужд.

Тем не менее, как отметила Наталия Калашникова, со стороны органов прокуратуры контроль за проведением госзакупок будет усилен. Такое поручение силовикам дали органы высшей власти, а следовательно, всем заказчикам «нужно быть к этому готовыми». Особенно готовиться нужно подведомственным учреждениям, проверки которых запланированы на 2009 год.

Государственным и муниципальным заказчикам Саратовской области напомнили также об их прошлых ошибках: неправомерный выбор способа размещения заказа, несоблюдение условий контрактов при их заключении и исполнении, нарушение порядка отбора участников торгов и запросов котировок. По словам Калашниковой, в большинстве случаев нарушения закона, выявленные в прошлом году, совершались «не по злому умыслу, а по незнанию законодательства», но это от ответственности не освобождает. Собственно, и ошибки этого года (а в настоящее время в области проводится одиннадцатая проверка) совершаются по той же причине.

«В прошлом году государственных заказчиков оштрафовали в общей сложности на 830 тысяч рублей, в этом – уже на 300 тысяч. Будьте бдительны!» – напутствовала представителей госзаказчиков Наталия Калашникова.

Изменения в законодательстве, о которых рассказывал её коллега Сергей Бобылёв, касаются не только непосредственно процедур размещения заказов, проведения торгов и запросов котировок. Важны и направления развития всей сферы. В число приоритетных выделено, например, развитие автоматизированной системы закупок в 2009 году. Кроме того, при проведении аукционов и конкурсов особое внимание придётся уделять товарам российского происхождения. У субъектов малого предпринимательства тоже есть право быть первыми в рядах конкурсантов.

Заказчикам даже сделали особое предупреждение. Мол, к тем, кто не будет размещать заказы у малого бизнеса, применяться будут «самые жёсткие меры».

«Будете размещать эти заказы до тех пор, пока по ним не будет достигнут 10-20-процентный уровень от годового объёма поставок товаров, работ, услуг», – заявил Сергей Бобылёв.

Законом установлены и предельные цены контрактов (лотов) при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства. Эти меры, по расчётам законодателей, должны привлечь более широкий круг субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсах и аукционах.

Сейчас, по словам Сергея Викторовича, федеральные органы власти работают над изменениями информационного сопровождения закупок. С июля текущего года должны вступить в силу изменения в части порядка проведения электронных аукционов. По замыслу законодателей, все субъекты РФ должны будут обслуживаться пятью электронными площадками, что, по мнению Бобылёва, «приведёт к отказу большинства региональных заказчиков от проведения электронных аукционов». Кроме того, известно, что электронные аукционы станут платными для победителя торгов. «Изменения в законе повлекут за собой скрытые дополнительные расходы бюджетов всех уровней при проведении электронных аукционов, так как комиссионные сборы, взимаемые с победителей аукциона, вероятно, будут закладываться в цену контракта», – сообщает зампред комитета Бобылёв и добавляет, что всё это в целом может привести к снижению эффективности государственных и муниципальных закупок.

Кроме того, по замыслу разработчиков данного законопроекта, все субъекты РФ должны будут обслуживаться пятью электронными площадками.

Это вызывает лёгкую панику в рядах региональных чиновников, ответственных за закупочный процесс. По их подсчётам, на каждый субъект Российской Федерации приходится в среднем по три тысячи заказчиков, и если их начать собирать в одном месте, то получится просто столпотворение.

«Если этот закон вступит в силу, то мы не сможем проводить электронные аукционы тем способом, которым проводим их сейчас», – сообщил Сергей Бобылёв. И добавил, что пока сложно сказать, как эта схема будет работать. Может быть, она вообще не заработает.

Однако в целях предупреждения возможных негативных последствий власти ряда субъектов Российской Федерации предлагают оставить порядок определения операторов электронных площадок за регионами.