Ни 24, ни 48 процентов – ещё не предел
Банковские работники намекают на дальнейший рост ставок по кредитам для малого бизнеса
«Ярмарка кредитов» квартировала в администрации Волжского района Саратова на минувшей неделе. Шесть банков знакомили представителей малого и среднего бизнеса со своими финансовыми продуктами. Бизнес задавал интересующие вопросы банковским специалистам и уходил с ворохом информационных буклетов.
Все вопросы предприниматели выяснили в течение получаса. Через тридцать минут после открытия ярмарки кредитные специалисты сидели уже в полном одиночестве. Председатель комитета по экономике городской администрации Алексей Санников назвал ярмарку «экспериментом», попыткой определить, в каком направлении оказывать помощь предпринимательству.
По словам Санникова, приглашения на участие в ярмарке были разосланы всем банкам, работающим в Саратове. Но откликнулись только шесть. Среди которых, кстати, не оказалось филиала Сбербанка. Алексей Сергеевич предположил, что банку это либо неинтересно, либо он для начала хочет увидеть итоги первой ярмарки.
Кроме банков с предпринимателями общались представители регионального министерства экономики, комитета по управлению имуществом и даже комитета по земельным ресурсам. «Это все организации, с которыми приходится работать малому бизнесу», – говорит Санников.
Представители банков честно заявляли, что пришли на ярмарку прорекламировать свои продукты. Лишний повод заявить о себе кредитному учреждению никогда не помешает.
Руководитель группы корпоративного кредитования одного из банков Екатерина Запевалина говорит, что кроме рекламы они преследуют и иные цели. Например, пообщаться с потенциальными клиентами и выяснить, почему возникает их неплатёжеспособность. В условиях кризиса объёмы кредитования банков заметно снизились, а доля просрочки платежей по кредитам существенно выросла. Поэтому дополнительное привлечение клиентов просто необходимо. А этот процесс между тем становится всё сложнее и сложнее. Средняя годовая кредитная ставка банка – 24 процента. И несмотря на то что она считается конкурентоспособной на рынке, не у многих предпринимателей есть возможность взять под неё кредит.
К Екатерине Запевалиной на моих глазах обращается предпринимательница. Она интересуется, может ли её предприятие, занимающееся пошивом женского пальто, взять кредит на пополнение оборотных средств в размере трёх миллионов рублей, если в собственности у предприятия ни оборудования, ни недвижимости нет – всё арендовано.
Екатерина Запевалина сочувственно сообщает, что у банка повысились требования к заёмщикам, в частности по залогу. Чтобы взять кредит в банке, необходимо иметь в собственности недвижимость, автомобиль (не старше 2007 года выпуска) или залог физических лиц-поручителей.
– А мы раньше в качестве залога использовали продукцию, – разводит руками предпринимательница.
– Сейчас так не получится, – сообщает представитель банка, лучезарно улыбаясь.
В том, что действительно годовая ставка по кредитам в 24 процента выглядит очень конкурентоспособной, я убедилась, сравнив её с предложением другого банка. Там за заёмные деньги просили уже 48 процентов. Это самая высокая ставка в регионе.
Заместитель директора департамента малого и среднего бизнеса Сергей Самойлов уверен, что это ещё не предел. Действительно максимальные ставки предлагают специалисты «серого» кредитования – другими словами, ростовщики. «Когда вам предложат заём под 18 процентов в месяц, вот это будут по-настоящему максимальные ставки», – считает Сергей Самойлов.
Несмотря на то что даже психологически 48 процентов – это высокий барьер, руководство банка уверено: знающие люди разберутся. Например, предприниматель заключает сделку на миллион рублей и планирует заработать с неё 1,2 миллиона. Но на руках у него есть только 900 тысяч. Он приходит в банк, берёт недостающие сто тысяч, совершает сделку и через неделю зарабатывает свои двести тысяч. А банку он будет должен всего 700 рублей. Но чтобы разобраться в этой банковской политике, надо быть человеком знающим.
Сергей Самойлов будущих клиентов банка определяет по «ореолу успешности» и внешнему виду. «Это человек, который справляется со всеми текущими обязательствами и чётко знает, чего хочет», – объясняет банкир. Но для посредственных представителей малого и среднего бизнеса, не окружённых «ореолом успешности», процентные ставки банков остаются непреодолимым препятствием.
«На кредитные ставки банков никак нельзя повлиять, – говорит Алексей Санников. – Это, конечно, очень лимитирующий фактор, но эту задачу мы решить не можем». Впрочем, это и не было целью создания ярмарки, успокаивает председатель комитета. Главное, чтобы собрать всех в одном месте в одно время. И эта задача выполнена.