Мировой кризис умрёт со смеху!
По мнению депутатов, только так можно победить его с помощью антикризисной программы, представленной губернатором
– Вы внимательно читали антикризисную программу правительства?
– Какие конкретные замечания у вас есть к программе?
– Чего в ней нет, а должно быть обязательно?
– Должна ли исполнительная власть пригласить к обсуждению экспертов? И каким образом?
Ольга Алимова, депутат Саратовской областной думы (КПРФ):
У меня есть масса конкретных предложений, но называть их не хочу
– Первые десять страниц антикризисной программы вообще можно не читать. Это декларация, что мы должны сделать, как и зачем. Всё остальное – просто теория, нет никаких конкретных предложений и мер. Взять хотя бы раздел по сельскому хозяйству. Открываешь, смотришь – «первый квартал». А почему только первый квартал? У нас что, с апреля положение улучшится, что ли?
Вот ещё пример. Наши инвестиционные привлекающие. В программе все эти зарубежные вояжи, против которых я всегда агитирую, преподносятся как возможность выгодно представить область и привлечь деньги. Но ведь это же не выход! Не это сейчас главное!
Единственный и самый лучший блок во всей этой программе – социальные вопросы. Это то, что разработало министерство занятости, труда и миграции. Я вообще считаю, что Нечаева у нас самый лучший министр. У неё всё чётко прописано, какова ситуация сегодня и что нужно в ней предпринимать.
У всех остальных сплошная теория. Так что я считаю, что эта программа абсолютно неудобоваримая, её обязательно нужно перерабатывать и «приземлять».
У меня тоже есть масса конкретных предложений по поводу того, какими должны быть антикризисные меры. Но называть я их не хочу. Не вижу смысла сотрясать воздух. Всё, что мы предлагаем, сразу отвергается только потому, что это выдвинула КПРФ.
Проблема в том, что тех людей, которые могут предложить реальные эффективные меры, никто не слушает. И меня не нужно как-то по-особенному просить высказаться. У нас должны выслушиваться все предложения. И вот когда нас будут готовы слушать, мы будем говорить.
Александр Степанов, доцент ПАГС, в прошлом министр экономики саратовского правительства:
Лучше самый плохой план, чем никакого
– Эта программа не самая плохая из тех, что мне пришлось на своём веку повидать и над подготовкой которых мне довелось поработать.
Критиковать, конечно, проще всего. Этим сейчас очень многие и занимаются. Но критика ради критики ничего не даёт. Ведь важен не сам план или программа, важно то, чтобы она была, хорошая она или плохая. Есть же классическое выражение: «Лучше самый плохой план, чем его отсутствие».
В любом плане мы только прогнозируем какие-то проблемы и шаги к их решению. Нужно прописать механизм, который позволял бы корректировать, дорабатывать программу в режиме реального времени по мере возникновения проблем.
Давайте понимать, что от самой этой программы ничего не зависит. Параллельно должны вестись более детальные работы в министерствах и ведомствах. Я считаю, что этот рамочный документ нужно срочно утверждать и начинать уже работать.
Леонид Писной, генеральный директор ОАО «Саратовоблжилстрой», депутат Саратовской областной думы:
Нет никакой помощи областного правительства
– Меня в антикризисной программе не устраивает то, что в ней нет ни одного конкретного мероприятия из того перечня мероприятий, который был внесён в программу антикризисных мер на антикризисной комиссии под руководством Стрелюхина.
Прежде всего мне не нравится, что нет никакой прямой помощи областного правительства в виде обеспечения оказания содействия в финансировании реального сектора экономики через венчурный фонд и программу государственных гарантий. Эти мероприятия, на мой взгляд, должны быть выражены конкретными суммами и процедурами их получения.
Я уже являюсь членом антикризисной комиссии, которая конкретно занимается проблемами реального сектора экономики, включая АПК. И мы подготовили материалы, которые были поддержаны на депутатских слушаниях в феврале. Сейчас, когда программа видоизменилась и была повторно в думу внесена, я свои предложения сформулировал. Они не новы, они вытекли из сложения программы антикризисной комиссии с программой, которую вынесло правительство области, и направил, как и было предписано, в письменном виде в областную думу.
Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы:
«Закоренелый оптимизм» или неадекватность
– В так называемой антикризисной программе, представленной губернатором, есть всё, кроме самого главного – конкретики.
Во-первых, нет конкретного плана антикризисных мероприятий областного правительства. Исключение, пожалуй, составляют некоторые мероприятия из разделов «Снижение напряжённости на рынке труда, содействие эффективной занятости» и «Стимулирование кредитной активности банков».
Во-вторых, нет конкретных цифр показателей социально-экономического развития губернии в целом, на которые планируется выйти по итогам 2009-го и 2010 года в результате реализации этой самой антикризисной программы.
Рассматривать сегодня в качестве «целевых ориентиров» цифры из докризисной «Программы социально-экономического развития Саратовской области на 2009-2011 годы», которая размещена на официальном сайте правительства области, может или закоренелый оптимист, или не вполне адекватный человек.
Без наполнения конкретикой губернаторская антикризисная программа является ни к чему не обязывающей «декларацией о намерениях» областной исполнительной власти, или, проще говоря, банальной отпиской, имитирующей «бурную антикризисную деятельность».
Хотя сам я в разработке программы участия не принимал (поскольку никто не приглашал), с её содержанием ознакомился достаточно внимательно. В подтверждение процитирую несколько «антикризисных рецептов».
Мероприятие под номером 13: «Привлечение руководителей крупных сельхозорганизаций области в работу Совета при межведомственной комиссии при правительстве области по стабилизации экономического и финансового положения в АПК области». Ожидаемый результат от данного «мероприятия» – «выработка и реализация коллегиальных решения по отдельным точечным задачам и возникающим проблемам».
Мероприятие № 42: «Разработка плана мероприятий по упреждению негативных проявлений в ТЭК». Ожидаемые результаты – «обеспечение бесперебойного функционирования экономики области».
Куда уж больше конкретности!
Ну и так далее и тому подобное. Всего целых 99 пунктов! Думаю, что с помощью такой «антикризисной программы» можно легко победить мировой кризис – он просто умрёт от смеха!
Сергей Лисовский, генеральный директор ООО «Саратовская газовая компания», ОАО «Саратовоблгаз», ОАО «Саратовгаз»:
Ни слова про основу экономики
– Программа антикризисных мер – вещь серьёзная. Я эту программу в первый раз получил ещё «горячую», за минуту до начала заседания правительства области. Конечно, времени для того, чтобы детально изучить такой серьёзный документ, у меня уже не было. Успевал только просмотреть программу по разделам. И, к своему удивлению, не нашёл в ней раздел топливно-энергетического комплекса. А он, как известно, составляет более 30 процентов всей экономики региона.
Решив, что проблемы ТЭК, возможно, затронуты в разделе промышленности, прочитываю его, но ничего о ТЭК не нахожу и в этом разделе. Естественно, первым моим вопросом к докладчику стала просьба пояснить именно эту ситуацию. Ну как же так, ни слова про основу экономики Саратовской области в антикризисной программе? Проблем же там больше чем достаточно, и по платежам в том числе.
Министр мне ответил, что это, мол, излишняя детализация. А я считаю, что проблемы ТЭК – это глобальные вопросы, и со мной согласились другие участники совещания.
Вот, например, Константин Платонович Муренин предложил в раздел ТЭК добавить вопросы энергосбережения. И это разумно, ведь все кризисные явления действительно в первую очередь подталкивают к решению этой проблемы, и раздел этот на самом деле очень важен.
Дмитрий Федотов предложил добавить раздел по оптимизации расходов самих компаний-монополистов. И я с ним в этом полностью согласен.
Есть ещё ряд вопросов, которые в антикризисной программе обязательно нужно было предусмотреть и просчитать. Например, заявленные инвестпроекты и рассчитанные на них объёмы газа. И в нормальное-то время из декларируемых проектов рождаются единицы, а в кризисные времена до конца доведено их будет ещё меньше. Значит, нужно произвести какую-то переоценку.
Или, скажем, продекларированная сдача жилья. В подавляющем большинстве новостроек, по которым в области уже отчитались, не готова система газоснабжения. А это означает, что в экономику этот миллион квадратных метров вовлечён не будет. А газ на них уже запланирован. Почему тогда честно не сказать, что ввод таких-то домов с такими-то объёмами будет введён тогда-то? Мы в этом случае могли бы планировать свою работу.
Какого-либо анализа экономической ситуации я в антикризисной программе тоже не увидел.
Интересная цифра напрашивается в качестве примера. Недавно в одном из федеральных печатных изданий была опубликована статья, в которой сравнили четыре близких по потенциалу региона Приволжского федерального округа. Сравнивали падение объёмов потребления электроэнергии и рост промышленного производства.
Так вот Саратовская область, с самым высоким темпом роста промпроизводства, имеет самое большое падение объёмов потребления электроэнергии. Такого не бывает! Если кто-то где-то сумел добиться такого соотношения этих показателей, то ему за это Нобелевская премия полагается.
Это я говорю только про ту отрасль, в которой сам работаю, хотя много неясностей и по другим разделам программы.