Курица или яйцо?

Оценить
Областная дума встала в позу

Областная дума встала в позу

Комитеты Саратовской областной думы решили вернуть правительству проект комплексной программы региональных антикризисных мер на два ближайших года. Они и думать о нём не хотят.

И письменно – вот передо мной лежит проект решения ближайшей думы – предлагают исполнительной власти не рассказывать о своей повседневной работе, а взять да составить «конкретный план мероприятий по противодействию последствиям финансового кризиса».

Ещё законодательная областная власть требует от исполнительной «выработки системы мер по выходу из кризиса и обеспечению экономического роста».

Это удивляет. Хотя бы потому, что кризис у нас в стране давно не финансовым называется, а экономическим и даже системным. Ещё забавнее звучит даже теоретическая возможность выйти из мирового кризиса одной отдельной Саратовской области. Да ещё и с экономическим ростом. Право, если областные депутаты всё-таки выдавят такую программу из экономического блока областного правительства, то господина губернатора тут же заберут или наверх – бороться с кризисом в масштабах страны, или в психиатрическую больницу – уж кем он там захочет себя назвать.

У всех свои резоны

У и. о. областного министра экономического развития и торговли Александра Ульянова каждый день теперь волнительнее предыдущего. На минувшей неделе он начал знакомиться с отзывами депутатов, обнародованными через СМИ. И не уставая удивлялся тому, что читают депутаты, как читают и зачем.

Как рассказал нашей газете Александр Ульянов: «Вариант программы направлялся в качестве информационного материала депутатам – членам антикризисного штаба, которые участвуют в разработке и обсуждении программы. Никакие сроки при этом не устанавливались. По инициативе председателя думы Валерия Радаева проект направлен во все комитеты для выработки предложений».

Есть подозрение, что председатель областной думы хотел как лучше. А получилось по классику Черномырдину. И предложений нет, а значит, программу совершенствовать и принимать нельзя. И противостояние между ветвями областной власти нарастает. А сочетание вот этих двух составляющих играет против губернатора Павла Ипатова и против всей области. Потому как администрация президента зорко отслеживает в еженедельном режиме конфликты в регионах. А аппарат премьера российского правительства с удовольствием вычёркивает из списка регионов тех, кто не торопится со своими антикризисными программными заявками за федеральными деньгами.

У федералов так поступать свои резоны. Во-первых, им не нужны свары в вертикали власти.

Во-вторых, реально собираемые доходы федерального бюджета упали вдвое по сравнению с началом 2008 года, а размер февральского дефицита превысил 35 процентов от суммы месячных расходов, что сопоставимо с уровнями дефицита первой половины 1998-го года*.

В-третьих, в настоящее время готовится новый федеральный пакет антикризисных мер, в который вполне могут войти пунктов так 50 из предложений депутатов Госдумы и пунктов так 50 из предложений участников Красноярского экономического форума.

Чихи отдельно, результаты отдельно

Прочитав в третий раз «захлопываемую» народными избранниками программу, в третий же раз с удовлетворением отмечаю: в этом документе есть главное – усилия исполнительной власти осознать, что происходит в экономике области, и выделить свою роль заградительного отряда в просматривающемся хаосе.

Зачем они берут на себя эту роль – совершенно не понятно. Но вольному воля. Берут обязательства, значит, и отвечать будут за них сами. Карьерой, зарплатами, рабочим местом в ответственном за результат министерстве. Это у депутатов ещё, быть может, голова кружится от вчерашней благодати и от лозунгов правящей единоросской партии, а чиновники областной администрации уже понимают, что за окнами министерских кабинетов закончились времена стабильности, и спрос теперь может быть другим.

К проекту программы приложен план мероприятий. В этом плане есть столбик с якобы конкретными делами и графа с ожидаемыми результатами. Можно читать и то, и другое, но я вот предпочитаю читать результаты. Вовсе не для того, чтобы беспечно верить, что всё у нас будет хорошо. Налоговые поступления в бюджет области будут расти, предприятия – устойчиво развиваться, спрос на продукцию региональных товаропроизводителей – стимулироваться, финансовое состояние предприятий – стабилизироваться.

Кто-то сомневается в том, что исполнительная власть видит, как можно предотвращать преднамеренное банкротство, повышать доступность кредитных ресурсов, сокращать непроизводительные расходы, поддерживать спрос на квадратные метры, создавать рабочие места и т. д.? Но ведь за эту конкретику с правительства можно спросить. Это и есть в программе самое важное – результат. А мероприятия – лишь возможные пути его достижения.

Не удивлюсь, если узнаю, что для областных депутатов, анализирующих программу, главным стала как раз колонка с содержанием мероприятий. Они искали, что правительство собирается сделать и за какую сумму.

К этому их подталкивал опыт работы с предыдущими программами, в которых всегда прописывались конкретные деньги на конкретные мероприятия, которые потом получали своё отражение в бюджетной росписи. А вот установки на результат во всех предыдущих программах саратовского правительства по большому счёту не было. Он никого не волновал. И депутаты не заметили, что на этот раз главным стало яйцо, а не попытки курицы его снести.

Мероприятия, которые записаны сегодня в проекте программы антикризисных мер областного правительства, завтра, вполне возможно, будут неактуальны из-за колебательных движений федеральной власти.

С моей сторонней точки зрения, составители программы это хорошо понимают. Они выписали в первой текстовой части реальное положение дел в области. А в последней показали свет в конце туннеля. И снисходительно отнеслись к тому, что различные подразделения правительства напихали какие-то свои позорненькие «чихи» по соседству с запланированными титаническими усилиями.

С моей точки зрения, больше всего «чихами» грешит комитет по управлению имуществом. На второй квартал это подразделение правительства запланировало доказать целесообразность создания ОАО «Корпорация развития Саратовской области». А до конца третьего квартала это же подразделение намерено составить список государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду малым предпринимателям по льготным ставкам. Хочется надеяться, что до корпорации дело не дойдёт, а давно составленный список найдётся у какого-нибудь рядового клерка комитета в компьютере не к началу четвёртого квартала, а уже завтра.

Помочь составителям программы вычеркнуть именно такие ляпы – задача каждого получившего проект программы на анализ. Не исключаю, что это можно сделать в рабочем порядке, чтобы не смешить московское начальство и не злить налогоплательщиков.

Диспетчерская работа

Чего мне не хватает в программе, так это анализа нашей гордости – ВРП, валового регионального продукта. Вот он рос, рос и достиг по итогам 2008 года 316 миллиардов рублей. Хорошо бы наглядно увидеть, насколько диверсифицирована экономика Саратовской области. Какая доля приходится на сельское хозяйство, какая на торговлю, какая на связь, какая на энергетику. И как распределяются все наши 750 тысяч, работающих по этим видам экономической деятельности.

Этот анализ, кстати, может помочь определить, каких специалистов выбросит на рынок труда безработица и в каких сегментах экономики нужно создавать условия для развития малого бизнеса.

Знать, в каких условиях находится экономика области, с чем можно справиться своими силами, а о чём желательно начинать кричать SOS как можно раньше – основная задача регионального правительства. Исполнительная власть сейчас будет выступать в роли диспетчера, обеспечивающего полёты. С учётом погоды, состояния воздушных судов, свободы коридоров, выучки пилотов. Поднять, посадить, довести, разрешить автопилот, отправить спасателей на место аварии.

В проекте программы есть информация о том, что социальные обязательства областного бюджета составляют почти 60 процентов от общего объёма расходов. То есть более 30 миллиардов рублей.

Как будет складываться доходная часть областной казны? Понятно, что сейчас вряд ли можно спрогнозировать поступление платежей. Но раскладку по налогу на прибыль и по налогу на доходы физических лиц хорошо бы показать в программном продукте не только саратовцам, но и федералам. Эти два налога на 2/3 формируют доходную часть бюджета.

Какие виды экономической деятельности, из тех, что развиты на территории области, дают основную часть налогов? Ведь если это сетевые магазины – это одно. А если обрабатывающее производство, то совсем другое.

Но первым делом нужно или совсем убрать, или вынести в приложение победные итоги 2008 года. В конце концов, если правительству удастся выполнить все поставленные задачи, их можно взять за базу при отчёте о достигнутых результатах.

–––-

* Об этом сообщает в своём блоге Сергей Алексашенко, бывший зампред Центробанка и бывший заместитель министра финансов в правительстве РФ.