Открытое письмо

Оценить
Губернатору, председателю правительства Саратовской области П. Л. Ипатову

Губернатору, председателю правительства Саратовской области П. Л. Ипатову

Уважаемый Павел Леонидович!

В связи с Вашим обращением к жителям города Саратова по вопросу неэффективности работы муниципальной власти, выражающейся в отсутствии решения проблемы по так называемому «сверхнормативному потреблению» коммунальных услуг тепло- и водоснабжения, необходимости ремонта и приведения в надлежащее состояние коммунальной инфраструктуры города, а также содержащим призыв к населению не оплачивать счета по «сверхнормативному потреблению», считаю необходимым сообщить следующее.

Органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» принимаются все возможные меры, в рамках действующего законодательства, для решения данного вопроса.

В частности,

в 2008 году в бюджете города было предусмотрено:

более 600 млн руб. на компенсацию выпадающих доходов («сверхнормативного потребления») организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение), большая часть из которых – это средства бюджета города;

18 млн руб. на проведение капитального ремонта котельных, теплотрасс и центральных тепловых пунктов;

9 млн руб. на приобретение оборудования для котельных и центральных тепловых пунктов;

более 2 млн руб. на мероприятия по реконструкции (переключению) объектов теплоснабжения на сети от ТЭЦ-2 ОАО «ВоТГК» на территории посёлка Крекинг;

3,7 млн руб. на переключение многоквартирных домов по ул. Белоглинская, 20, ул. Новоузенская, 145 на сети ОАО «ВоТГК» с модернизацией системы теплоснабжения;

1,5 млн руб. на реконструкцию ЦТП по ул. Алексеевская, 3;

19,5 млн руб. на разработку проектно-сметной документации на строительство котельных и непосредственно проведение работ по строительству котельных в ряде районов города;

11,9 млн руб. на проведение капитального ремонта водопроводных сетей;

10 млн руб. на проведение мероприятий по программе «Обеспечение населения города Саратова питьевой водой на 1999-2010 годы».

В 2008 году также муниципалитетом был проведён комплекс мероприятий, позволивший практически завершить передачу котельных и теплотрасс в пользование ОАО «ВоТГК». В соответствии с договором безвозмездного пользования, заключённым между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и ОАО «ВоТГК», расходы, связанные с текущим ремонтом переданных объектов теплоснабжения, обязан нести пользователь. Более того, эти расходы предусмотрены в тарифе на тепловую энергию, установленном для потребителей ОАО «ВоТГК» и утверждённом комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.

Кроме того, понимая, что одним из результативных способов снижения расходов граждан по оплате коммунальных услуг является повсеместная установка общедомовых приборов учёта энергоресурсов, в 2008 году администрацией муниципального образования «Город Саратов» были проведены подготовительные мероприятия по разработке ведомственной целевой программы «Установка общедомовых приборов учёта потребления ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии) в многоквартирных домах города Саратова» на 2009-2011гг.

В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2008 году в жилом фонде города установлено и сдано на коммерческий учёт общедомовых приборов учёта:

тепловой энергии – 504 шт.;

холодной воды – 180 шт.;

электрической энергии – 127 шт.

Всего на 1 января 2009 года в жилых домах города установлено общедомовых приборов учёта:

тепловой энергии – 1499 шт.:

холодной воды – 1813 шт.;

электрической энергии – 2044 шт.

В целях упорядочивания расчётов населения за потреблённые ресурсы (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии) в соответствии с их фактическими объёмами потребления 18 февраля 2009 года постановлением администрации города Саратова № 75 утверждена ведомственная целевая программа «Установка общедомовых приборов учёта потребления ресурсов в многоквартирных домах города Саратова» на 2009-2011гг. Основной задачей данной программы является установка 7760 общедомовых приборов учёта потребления энергоресурсов в 1799 многоквартирных домах. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить снижение расходов граждан на оплату коммунальных услуг на 15–20 % и довести до полной оснащённости приборами учёта энергоресурсов многоквартирный жилищный фонд. До полной оснащённости общедомовыми приборами учёта необходимо установить 1799 приборов учёта тепловой энергии, 1638 приборов учёта холодной воды и 4323 электросчётчика. В настоящее время муниципалитет изыскивает возможности для досрочного финансирования программных мероприятий за счёт собственных доходов, и на ближайшем заседании Саратовской городской думы, я надеюсь, этот вопрос будет рассмотрен.

Кроме того, муниципалитетом регулярно проводятся мероприятия по приёмке на баланс МУПП «Саратовводоканал» водопроводных и канализационных сетей, насосных станций. Только за 2008 год МУПП «Саратовводоканал» приняло на свой баланс 113,5 км сетей (водопровода – 93,5 км, канализации – 20 км, 4 водопроводных насосных станции).

Всего же с начала 2004 года по настоящее время МУПП «Саратовводоканал» приняло на свой баланс 777,7 км сетей (в том числе водопровода – 357,2 км, канализации – 420,5 км, 7 водопроводных насосных станций, 1 канализационную насосную станцию, 3 фонтана).

В 2003 году в результате инвентаризации было установлено, что всего в городе находится 865 км сетей (в том числе водопровода – 413 км, канализации – 452 км) и 50 насосных станций, не находящихся на балансе МУПП «Саратовводоканал».

В настоящее время на балансе МУПП «Саратовводоканал» находится 2160,2 км водопроводных и канализационных сетей, 1620 км сетей имеют износ от 70 % до 100 %. Ежедневно на сетях предприятия происходит от 12 до 15 аварийных ситуаций, 10–12 из которых происходят на принятых сетях. В связи с отсутствием средств в бюджете города, требующихся в значительных объёмах на проведение восстановительных работ по принятым на баланс МУПП «Саратовводоканал» водопроводным и канализационным сетям, насосным станциям, бюджетное финансирование на данные виды работ отсутствовало. Самостоятельно, только за счёт собственных средств, городской бюджет не в состоянии профинансировать проведение восстановительных работ в необходимых объёмах.

В связи с этим при формировании бюджета на 2009 год муниципальное образование «Город Саратов» обращалось к Вам, Павел Леонидович, членам Правительства Саратовской области с целью получения финансовой поддержки на проведение мероприятийпо капитальному ремонту водопроводных, канализационных сетей и насосных станций за счёт средств областного бюджета в размере 979,4 млн руб., однако в финансировании нам было отказано.

Таким образом, пока остаётся нерешённым вопрос передачи так называемых «проблемных» сетей, эксплуатация которых в части выполнения необходимых регламентных работ невозможна. Данные сети находятся в неудовлетворительном техническом состоянии (требуют перекладки), проходят в том числе под строениями, домами, гаражами, по территории частных домовладений, предприятий, проложены наружным способом или в каналах теплотрасс. На «проблемных» сетях возникают постоянные повреждения, устранять которые МУПП «Саратовводоканал» не имеет возможности, так как не имеет права нести затраты на ремонт сетей, не находящихся на балансе предприятия.

На сегодняшний день остаются непереданными 87,53 км «проблемных» сетей (водопроводных – 55,97 км, канализационных – 31,56 км), 45 водопроводных насосных станций, 1 канализационная насосная станция, техническое состояние которых не соответствует правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации и требует проведения ремонтных работ капитального характера. Согласно сметным расчётам, стоимость работ по перекладке «проблемных» сетей и восстановлению насосных станций, предлагаемых к передаче на баланс МУПП «Саратовводоканал», составляет около 1 млрд руб.

Тем не менее, в 2008 году депутатами Саратовской городской думы была принята первая на территории нашей области инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения. В бюджете города на 2009 год за счёт собственных источников доходов предусмотрено финансирование данной инвестиционной программы в размере 87,2 млн руб. Инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» на период 2008–2010 гг., с перспективой до 2017 года, предусматривает развёрнутый план действий с указанием объёмов и источников финансирования по развитию и реконструкции объектов предприятия для обеспечения качественными услугами водоснабжения и водоотведения существующих и вновь возводимых объектов города. Для реализации инвестиционной программы МУПП «Саратовводоканал» на период с 2008–2010 гг. необходимы денежные средства в сумме 3087,50 млн руб.

На этапе формирования бюджета на 2009 год муниципалитет также обращался к Вам по вопросам софинансирования данной программы из бюджета области в размере 101 млн руб., однако, несмотря на то что реализация инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения на период 2008-2010 гг. и далее до 2017 года позволит значительно улучшить социально-экономическую обстановку в городе Саратове и прилегающих к нему районах, нам было отказано в софинансировании.

Да, у города много проблем, которые накопились за многие годы. И мы не скрываем этого. Это как раз и развитие коммунальной инфраструктуры, и развитие сети детских дошкольных учреждений, и ремонт дорожно-уличной сети, и приобретение мусороуборочной и специализированной дорожно-коммунальной техники, и восстановление частично сохранившихся участков сетей наружного освещения на территории парков, аллей и бульваров, и создание условий для массового отдыха жителей административного центра области, и благоустройство города, и обновление подвижного состава городского электрического транспорта, и приобретение оборудования и материальных ценностей учреждениям социальной сферы, и проведение капитального ремонта учреждений социальной сферы и спортивных сооружений в необходимых объёмах, и многое другое. В городском бюджете просто недостаточно средств, чтобы решить одномоментно все эти проблемы. А каждая просьба административного центра области, касаемая финансовой помощи со стороны областного бюджета, натыкается на стену непонимания.

Самое простое для руководства области – самоустраниться и обвинить городскую власть в неэффективности и бездействии. А что было сделано Вами, Павел Леонидович, для того, чтобы предотвратить существующую ситуацию?

Я считаю, что сделанное Вами заявление по поводу отсутствия политической воли у муниципальной власти по меньшей мере некорректно. И об этом свидетельствуют все вышеизложенные мероприятия, проводимые городом.

А вот отсутствие ресурсов, и в первую очередь финансовых, очевидно.

Вы, как руководитель крупного региона, по моему мнению, не можете не знать, что сделанное Вами заявление населению – не оплачивать счета по «сверхнормативному потреблению» за жилищно-коммунальные услуги – идёт вразрез с действующим законодательством Российской Федерации и может повлечь за собой необратимые последствия.

На проведенном Вами совещании 4 марта 2009 года с участием представителей муниципального образования «Город Саратов» по вопросу состояния платежей за потреблённые топливно-энергетические ресурсы в городе Саратове городу явно дали понять, что помощи из бюджета области на возмещение необеспеченных платой населения («сверхнормативное потребление») затрат организаций, оказывающих населению коммунальные услуги, не будет. Возникает вопрос: как быть Саратову в сложившейся ситуации?

Городская власть прилагает все усилия для изыскания средств в бюджете города на установку приборов учёта энергоресурсов. Общий объём необходимых средств – 349,94 млн руб. Установка приборов – реальное решение проблемы «сверхнорматива». Областная власть помогать отказывается.

Давно назрела необходимость проведения энергоаудита на территории города Саратова, с целью определения количества фактически поставленной потребителям тепловой энергии. Однако Правительство Саратовской области не проводит данные мероприятия. А ведь в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе и осуществление государственного контроля за соответствием качества, объёма и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.

Руководство региона предлагает населению не оплачивать выставленные счета за жилищно-коммунальные услуги в полном объёме. Действующее же законодательство Российской Федерации предусматривает полную оплату счётов населением за жилищно-коммунальные услуги. Размер задолженности за «сверхнормативное потребление» (с учётом задолженности предыдущих периодов и без учёта начисления за февраль 2009 г.) только по ОАО «ВоТГК» (за отопление и горячее водоснабжение) около 550 млн руб., а по всем поставщикам энергоресурсов – более 800 млн руб. В городском бюджете таких денег нет. Муниципалитетом уже разработаны мероприятия по сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления на сумму около 155 млн руб. Других резервов у нас просто нет. Областная же власть помогать отказывается и считает, что город должен погасить данную задолженность из городского бюджета.

Несомненно, в условиях кризисных явлений, роста уровня безработицы оплата корректировок («сверхнорматива») – тяжёлое бремя для населения. Но я считаю, что людям в таком случае надо разъяснить:

город может изыскать средства на оплату «сверхнормативного потребления» только за счёт снятия бюджетных средств с других направлений, финансирование которых тоже заложено не в полном объёме. К примеру, с программы по развитию сети детских дошкольных учреждений (реконструкция и строительство детских садов), с медицинского обслуживания населения, с оплаты труда работников учреждений социальной сферы и т. п. Но всё это вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления. И в соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения…». Более того, бюджет города на 2009 год социально ориентирован. И мы не можем допустить, чтобы пострадала социальная сфера города, потому что именно там находят своё отражение важнейшие интересы жителей Саратова. Тогда как оплата «сверхнормативного потребления» из бюджета города к вопросам местного значения не относится.

в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счёт предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, у Правительства Саратовской области имеются все правовые основания для осуществления мер по социальной поддержке населения города Саратова за счёт средств бюджета области путём предоставления субсидий на оплату «сверхнормативного потребления».

Однако Вы, Павел Леонидович, как следует из Ваших высказываний, считаете, что эти траты в полном объёме должны быть произведены за счёт средств бюджета города, вопреки действующему законодательству Российской Федерации.

Найдите же в себе политическую волю, обеспечьте меры по социальной поддержке наших жителей.

Глава муниципального образования

«Город Саратов» О. В. Грищенко