Речь идёт не о запугивании. Его убивали
Журналист Вадим Рогожин стал жертвой жестокого нападения
САМЫМ ТРАГИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ прошлой недели стало нападение на генерального директора медиахолдинга «Взгляд» Вадима Рогожина. Неизвестные преступники избили его в подъезде дома, нанеся тяжёлые травмы головы. Пострадавший до сих пор не пришёл в сознание.
Преступление произошло в четверг, 5 марта, по данным следователей, «примерно в 17 часов 10 минут». Злоумышленники действовали весьма дерзко, ведь в это время многие жильцы возвращаются домой. Вадима Рогожина ждали на лестничной площадке у дверей его квартиры. Предположительно, нападавших было двое. Они использовали заострённые металлические прутья, били в голову, нанесли не менее десяти ударов.
Раненого нашли соседи, выбежавшие на шум. Рогожина доставили в Первую городскую клиническую больницу. Первоначально медики оценили его состояние как крайне тяжёлое – ушиб головного мозга, вдавленный перелом черепа, многочисленные рубленые раны. Операция с участием лучших саратовских нейрохирургов заняла несколько часов. Но в сознание Вадим на момент подписания номера не пришёл.
Уголовное дело в связи с нападением на журналиста Вадима Рогожина возбуждено по статье 111 УК «Причинение тяжкого вреда здоровью». Расследованием занимается областное СУ СКП. Как сообщает пресс-служба управления, «создана следственно-оперативная группа» с участием сотрудников ГУВД.
Однако, как рассказал «Газете недели» начальник отдела по расследованию особо важных дел Антон Скобликов, «говорить о каких-то подробностях пока нельзя, так как дело нам не передано, возможно, заниматься им будет городской следственный отдел».
Областное ГУВД распространило фоторобот и словесное описание подозреваемых: один – худощавый блондин, второй – полный брюнет, обоим на вид больше 30 лет, мужчины высокого роста, были одеты в серые куртки. Медиахолдинг «Взгляд» объявил вознаграждение в размере 1 миллиона рублей за информацию, которая поможет розыску.
Как сообщает пресс-служба СУ СКП, «следствием отрабатываются различные версии, в том числе связанные с профессиональной деятельностью Рогожина».
На следующий день после нападения работа редакции «Взгляда» была практически парализована, так как представители Кировского РОВД опечатали помещение.
С момента создания в 2006 году «Взгляд» публиковал многочисленные критические статьи, в том числе о саратовском бизнесе, работе муниципальных предприятий, областных ведомств и силовиков. В августе журналисты холдинга даже удостоились аудиенции в региональном УФСБ – после выхода статей об использовании автомобильных номерных знаков «привилегированных» серий.
Отметим, что в феврале нынешнего года Вадим Рогожин, совмещавший должности гендиректора холдинга и главного редактора газеты, передал творческие функции Дмитрию Богатырёву.
Известно, что в ближайшие недели Рогожин собирался запустить новый интернет-проект «Четвёртая власть». По слухам, часть коллектива собиралась последовать за ним.
Сергей Курихин, издатель «Взгляда», депутат областной думы от «Единой России»:
– Нападение на Вадима Рогожина, безусловно, связано с его профессиональной деятельностью. Бизнесом он никогда не занимался. Как журналист известен активной и принципиальной позицией. Газета «Взгляд» всегда отличалась смелым подходом к негативным сторонам жизни, постоянно публиковала расследования, затрагивающие интересы властей предержащих, силовых ведомств, бизнес-элиты. Расправы с журналистами не остались в лихих 1990-х годах, это очень страшно. Правоохранительные органы должны раскрыть преступление, чтобы это не стало тенденцией.
Перемещение Вадима Рогожина по карьерной лестнице внутри холдинга было связано с тем, что каждый человек хочет расти, у него накопился большой опыт. С переходом на должность гендиректора у Вадима освободилось время, чтобы заниматься самостоятельным интернет-проектом. Новое издание должно было сосредоточиться на серьёзных антикоррупционных расследованиях, которые не всегда возможны в рамках газеты.
Никаких разногласий с Вадимом у нас не было, это просто глупость. По предварительной договорённости Рогожин оставался бы на административной работе в холдинге, а творчеством занимался в своём новом проекте. Предполагалось, что я продолжу ему помогать.
Александр Крутов, журналист, в 1996–2003 годах пережил три нападения:
– Меня 8 марта вызывали в милицию, консультировал их четыре часа. У меня есть четыре версии случившегося. Первая: нападение связано с участием Рогожина в передаче Первого канала. В новостной программе «Время» дали сюжет об автомобильной аварии 28-летней давности, о том, как Александр Галкин якобы кого-то задавил, причём, как выясняется, погибший был психически болен и покончил жизнь самоубийством. По экспертным оценкам, стоимость такого заказа – 50–100 тысяч долларов. Думаю, деньги были выплачены, но остались ли заказчики довольны результатом?
Вторая версия: Вадим Рогожин собирался уходить от своего хозяина и вербовал часть старых сотрудников, за это ему могли отомстить.
Третья версия: это месть Сергею Курихину со стороны лиц, пострадавших от его деловых или политических действий, нападение на Вадима может привлечь внимание к делам издателя.
Четвёртая версия: это месть кавказцев, обиженных на публикацию о происшествии в клубе «Иллюминатор».
По собственному опыту могу сказать, что на меня нападали обычные наёмники-отморозки, которые, конечно, не знали о сути претензий заказчиков.
В 1996 году подстерегли на территории детского сада, нанесли восемь ударов обрезком трубы по голове.
В 1999-м «вели» от самой редакции, перед нападением спросили: ты Крутов или нет? Возможно, предварительно им показали не очень чёткие фотографии.
В 2003-м ждали у подъезда.
Исполнители не используют пистолет, так как покупка, ношение оружия и избавление от него сопряжены с дополнительным риском. Нападение с арматурой может сойти за хулиганство, и наказание будет гораздо мягче. Цель подобных покушений – это одновременно и месть за уже вышедшие статьи, и предупреждение на будущее.
Думаю, в первом случае меня хотели убить, во втором это было устрашение, в третий раз нападавшие пытались вывести меня из строя, чтобы выиграть время, и украсть документы. Все три нападения на меня остались нераскрытыми. Заказные преступления не зря считаются самыми сложными.
Денис Есипов, главный редактор газеты «Репортёр»:
– То, что случилось с Вадимом Рогожиным, – не отдельно взятое событие. Нездоровая ситуация в Саратовской области продолжается уже несколько лет. У нас сажают журналистов за статьи об определённом человеке. Недавно избили Андрея Ломова, создателя фан-клуба Володина. Всё вертится вокруг одной фамилии. Известно, что Вадимом тоже были недовольны, высказывались претензии о том, что он недостаточно лоялен.
Создалась такая система: журналисты должны быть лакеями или выполнять задания по чёрному пиару в отношении определённых лиц. Кто вынуждает издателей избавляться от неугодных журналистов? Не утверждаю, что так было в случае с Вадимом, но на собственном примере знаю – такая система существует. Издателю рекомендуют отказаться от медиаресурса, в противном случае могут начать кошмарить бизнес.
Журналист опасен до того, как выпустил материал. Мы не знаем, какие материалы Рогожин готовил для нового проекта, может быть, что-то накопал. В данном случае речь идёт не о запугивании. Его убивали, причём с демонстративной жестокостью, можно было бы всадить нож в сердце, но преступники намеренно пытались сделать из человека овощ. Значит, это послание. Кому? Все журналисты будут рассматривать в качестве адресата самих себя.
Очевидно, что заинтересованные лица делают всё, чтобы в области не осталось независимых СМИ. Что мы можем сделать? Правоохранительные органы считают возможным не реагировать на выступления тех СМИ, которые не состоят в пуле партии. Наша газета присоединяется к акции протеста и выйдет с белой полосой. Что ещё можно? Выйти на улицу и вместе помолчать.
Региональное отделение Союза журналистов (из официального обращения):
– Мы связываем крайне циничную и хладнокровную попытку устранения журналиста с его профессиональной деятельностью. Нападение на Вадима Рогожина – это месть лично ему и вызов всем нам. Ходить надо строем и не высовываться! Грубо выравнивается всё, что не подходит под стандарты серости, никчёмности, угодничества. Мы обращаемся к работникам правоохранительных органов с требованием защитить нас от разгула криминалитета! На сегодня самым беззащитным борцом за справедливый миропорядок в интересах всего гражданского общества остаётся журналист. Морально он сильнее, но физически защитить себя не может, так как преступники нападают внезапно. Журналист даже не имеет оружия, чтобы защитить себя в экстремальной ситуации.
Свой протест против террора по отношению к журналистам мы выражаем своей акцией. Ближайшие номера наших изданий выйдут с белыми пятнами на первых полосах: «Наш протест террору против журналистов».
Николай Панков, депутат Государственной думы от «Единой России»:
– Нападение на директора медиахолдинга «Взгляд» Вадима Рогожина – это вызов всему обществу. Ксожалению, в Саратовской области это уже не первое нападение на журналистов, пишущих о политике и обладающих собственной позицией. Вспомним, что неоднократным угрозам и избиениям подвергался известный обозреватель Александр Крутов, а несколько лет назад был с точно такой же жестокостью избит журналист газеты «Богатей» Сергей Любимов.
Что касается Вадима Рогожина, то он в последнее время стал меньше заниматься творчеством и больше управлением медиахолдингом «Взгляд». Единственной резонансной темой, из тех, которыми, как можно вспомнить, он занимался в последнее время, были нарушения в работе судебной системы, Вадим даже дал об этом интервью центральному телеканалу.
Павел Ипатов, губернатор:
– Это нападение в особо жёсткой, циничной форме. Я выслушал начальника саратовского ГУВД Сергея Аренина. Он взял расследование дела под личный контроль. Я – тоже. Рогожин из тех журналистов, которые пишут правду. В случаях с нападениями на журналиста Александра Крутова и других не были найдены ни заказчики, ни исполнители. Сейчас нужно получить результат.
Не думаю, что какой-то конкретный материал в газете «Взгляд» послужил причиной нападения на Рогожина. Но у нас заметна такая система: чем активнее журналист, тем у него больше шансов оказаться в похожей ситуации.
Депутаты областной думы (из официального обращения):
– Вадим Рогожин – известный и уважаемый в Саратовской области журналист. Одной из последних тем, которой он занимался, стала коррупция в саратовской судебной системе. Мы возмущены жестокостью и дерзостью данного преступления. Мы считаем, что раскрытие данного преступления – дело чести правоохранительных органов. Депутаты областной думы берут данный вопрос под свой контроль. На ближайшее заседание намерены пригласить руководство правоохранительных органов для отчёта о мерах по борьбе с преступностью и ходе расследования резонансных преступлений.
Лонгин, епископ Саратовский и Вольский:
– Известие о нападении на журналиста, генерального директора медиахолдинга «Взгляд» воспринято мною с тревогой и скорбью. Любое насилие, тем более подлое нападение на безоружного человека являются тяжким грехом, мерзостью пред Богом. Являются они также и уголовно наказуемым деянием в любом обществе. Молитвенно желаю пострадавшему скорейшего выздоровления.