Подозрительные россияне
Вы гражданин Российской Федерации? Уверены в этом? Не торопитесь, сначала скажите: чем вы занимались 6 февраля 1992-го года?
Многим жителям Красноармейского района приходится через суд доказывать, что они – настоящие россияне. Местные жители, родившиеся в России и прожившие в своих сёлах по двадцать-тридцать лет, при обмене паспорта или при получении документов на детей вдруг обнаруживают, что их гражданство вызывает сомнения у Федеральной миграционной службы.
Паспорт «из широких штанин» можете даже не доставать
Первомайское – обычное село на окраине Красноармейского района. Около 900 жителей. Большинство работает в совхозе, часть в соседней «зоне», часть отправилась на заработки в Москву. Выживать помогает личное подворье – коровы и свиньи. Всё как у людей. Каким образом большая Родина умудрилась «потерять» эту маленькую деревню, совершенно непонятно.
Одной из первых неприятное открытие сделала повар местного детсада Вероника Моложавых.
<ФОТО ВЕРОНИКИ>
Семья Вероники приехала сюда из Киргизии летом 1991 года, ещё до распада СССР. Девочка закончила сельскую школу, без проблем получила в 1996 году паспорт (ещё советского образца), после замужества также без проблем сменила его на российский. Работала телефонным оператором на станции скорой помощи, в 2006 году попала под сокращение и встала на учёт в центр занятости.
Однажды Вероника приехала в райцентр, чтобы снять с банковского счёта пособие по безработице. Но деньги ей не выдали: «Девушка сказала, что у меня паспорт заблокирован, потому что он недействительный». В УФМС объяснили, что, несмотря на наличие книжицы с гербом на обложке, гражданство сельчанки вызывает большие вопросы, придётся доказывать право на него через суд.
В коридоре паспортного стола Вероника разрыдалась, у неё с собой было только 50 рублей – недостаточно, чтобы оплатить подачу документов. «До самого дома плакала, меня всю трясло, это настоящая паника: как это, я – не гражданка? А потом оказалось, что не только я: все одноклассники, которые здесь родились и выросли, были вынуждены доказывать гражданство».
Семья наняла адвоката, который составил судебное заявление «об установлении юридического факта проживания на территории РФ 6 февраля 1992 года» – согласно федеральному закону, именно постоянная прописка на эту дату делает человека настоящим россиянином.
Вероника взяла в сельсовете справку с места проживания, из участковой больницы – медицинскую карточку с отметками о посещении врача, свидетелями в суде выступили мама Вероники и соседка, подтвердившие, что девушка – не иностранка, да и вообще за границей никогда не бывала. К счастью, суд согласился с доводами. Вероника отнесла копию положительного решения в УФМС и получила печать в паспорт.
Сын «сомнительных» родителей
Стать гражданином – удовольствие хлопотное и дорогое. Три раза Веронике пришлось ездить в паспортный стол (от села до райцентра – сорок километров), ещё столько же – в суд, оплатить услуги такси и юриста. С маленькой дочкой истицы согласилась посидеть свекровь, удалось избежать хотя бы расходов на няню. Пособие по безработице составляло на тот момент 700 рублей. В течение двух месяцев, пока не закончилась бюрократическая процедура, Вероника не могла получить ни копейки.
Сколько всего в селе «сомнительных» граждан, никто не считал. Но за примерами далеко ходить не приходится.
В такую же ситуацию попала школьная уборщица Ольга Ефремова – негражданином оказался её 14-летний сын Олег. В мае прошлого года начали оформлять подростку паспорт. Собрали справки, отнесли в сельсовет (в Первомайском принято передавать бумаги в райцентр с оказией – когда в Красноармейск едет специалист сельской администрации). Однако в районном УФМС документы не приняли.
Ольга поехала туда сама. С первого раза на приём не попала, желающих было слишком много. На следующий день попросила знакомую горожанку занять очередь в 5 часов утра. К обеду сельчанка зашла в нужный кабинет. Выяснилось, что, хотя Олег родился в 1994 году в Красноармейском районе и за всю жизнь дальше Саратова не выезжал, гражданином он не является, так как на тот момент гражданства не имели его родители (мама с папой получили заветный штампик в 2001 году).
У Ефремовых дело до суда не дошло, но побегать понадобилось. Для начала родители с сыном отправились к нотариусу: в таких случаях необходимо письменное согласие ребёнка на принятие гражданства. Благо стоит это всего десять рублей. Затем – в Сбербанк, где надлежит оплатить пошлину в размере 1000 рублей. Далее – в сельсовет, где нужно взять справки с места жительства и о гражданстве родителей.
К счастью, Ольга предусмотрительно взяла на это время отпуск. Но управиться за один месяц не удалось. И двух, и трёх, и шести месяцев не хватило. В январе обнаружилось, что в нотариальном заявлении Олег допустил какую-то ошибку, нужно снова ехать в райцентр и переделывать бумагу, причём обязательно в присутствии ребёнка. Весной Олегу исполнится пятнадцать лет. Мама надеется, что хотя бы к выпускным ЕГЭ паспорт ему вручат.
Справка – всем документам документ
«Беспаспортные» клиенты приносят неплохой доход местному таксисту Саше. Автобус из села до райцентра ходит только три раза в неделю. Если ехать на нём, не успеешь занять очередь в чиновные кабинеты, поэтому жители волей-неволей пользуются услугами частного извоза.
– Но я и сам почти такой же клиент, – говорит Саша. Недавно он обратился в УФМС, чтобы проставить печать о гражданстве в свидетельства о рождении детей (такой штампик необходим даже грудным младенцам). Клерки потребовали справку о том, где родители находились 6 февраля 1992 года. Саша в то время служил в армии (призывали его в советскую, демобилизовали уже из российской).
– Я родился и 36 лет живу в Саратовской области, у меня есть российский паспорт, но это не имеет никакого значения. Показываю военный билет, где указано и время службы, и номер части – тоже бесполезно. Хочется им справку! Я улыбнулся и просто сказал: Россия, наша родина, сынок, – смеётся таксист. Поехал за сто километров в энгельсский военкомат. Написал заявление на выдачу справки. Через две недели повторил путь и получил долгожданную бумажку.
В сельской администрации к ситуации привыкли, за справками, связанными с паспортными делами, сюда приходят почти каждый день.
«Впервые такие обращения появились, когда жители начали оформлять паспорта детям, рождённым в конце 1980-х. Выяснилось, что часть из них в своё время не была прописана», – говорят специалисты администрации. Они работают с 1996 года, что происходило с документами раньше, точно не знают.
Традиционно сведения о жителях села заносились в две книги – домовую и похозяйственную, в которой указывается количество домашнего скота и площадь огородов. То ли эти книги когда-то потерялись, то ли часть записей в них оказалась пропущена, никто толком не выяснял.
Возможно, что родители сами не обращались с просьбой оформить малышам прописку: как объясняют специалисты администрации, «в прошлом сельсовет некоторое время совмещал функции по выдаче прописки и свидетельства о рождении, потом оформление свидетельств передали ЗАГСу, но жители могли об этом не знать и были уверены – если ребёнку выдали свидетельство о рождении, значит, автоматически прописали».
А акушерка подтвердит, что вы родились в России?
Очевидно, что проблема не в отдельно взятом Первомайском: дату 6 февраля 1992-го недобрым словом вспоминают в Карамыше, Усть-Золихе, Даниловке и других сёлах района.
В холле Красноармейского городского суда даже вывешен специальный стенд с образцом заявления для тех, кто неожиданно «потерял» гражданство. Рядом – расписание назначенных к слушанию дел. На каждого судью ежедневно приходится до четырёх подобных разбирательств.
По словам председателя суда Любови Чернышёвой, дела об установлении юридического факта проживания составляют 29 процентов от общего количества гражданских дел особого производства.
– Подобные заявления поступают в наш суд на протяжении как минимум 3,5 лет. Но с каждым годом таких обращений становится меньше, – говорит Любовь Николаевна. – В основном заявления подают молодые люди в возрасте 20–35 лет, которых затронули изменения в законодательстве о гражданстве.
Председатель городского суда объясняет, что заявителю нужно оплатить пошлину в размере 100 рублей, но инвалиды, пенсионеры и некоторые другие льготные категории, согласно Налоговому кодексу, от оплаты освобождены. При суде работает общественная приёмная, помощники судей бесплатно разъясняют гражданам, как правильно написать заявление и какие документы необходимо приложить.
По словам Любови Чернышёвой, часто представляют справки из детского сада, школы, больницы, подтверждающие, что человек действительно здесь учился и лечился.
Принимаются также показания свидетелей – акушерок, помогавших заявителю появиться на свет, соседей, пожилых жителей села, сослуживцев родителей и т. д.; иногда свидетелей вызывают даже из других областей, например из Волгограда.
– По закону на рассмотрение подобных дел отводится два месяца, – рассказывает Любовь Николаевна. – Но мы обычно стараемся уложиться в течение одного месяца: человеку нужно приехать на предварительную беседу и одно, за редким исключением два заседания.
В прошлом году, по её словам, было удовлетворено 73 заявления и двум заявителям отказано. Отрицательные решения были связаны с тем, что, согласно новому закону о гражданстве от 2002 года, в этих двух случаях заявители должны были доказывать не факт проживания, а факт регистрации. Положительное решение суда даёт Федеральной миграционной службе основание выдать гражданину паспорт. За всю практику по подобным делам Федеральная миграционная служба не обжаловала судебные решения.
P. S.
Начальник красноармейского отделения управления Федеральной миграционной службы Светлана Дубинина отказалась комментировать ситуацию.
Руководитель регионального управления Надежда Смирнова оказалась недоступна для прессы: секретарь в приёмной в течение нескольких дней поясняла, что чиновница находится на совещании.