Люди села изверились
Глава сельхозпредприятия из Новобурасского района не понимает, как выживать в сегодняшних условиях
– Вы хотели рассказать нам про то, к каким выводам пришли после окончания прошлогоднего сельскохозяйственного сезона.
– Уже не хочу. В стране кризис, и у меня тоже кризис. Депрессия у меня.
– А что случилось? Есть какие-то конкретные причины для такого уныния?
– Да сколько угодно. У нас в правительстве очень много говорят, да мало делают. А говорят в основном неправду. Сказали, что делать что-то будут для сельского хозяйства, помогать производителям, программы какие-то разработали, а потом на попятную.
Как можно выживать в сегодняшних условиях, скажите мне? Шума сколько развели про то, как помощь оказывается тем, кто своё дело решил открыть. И что в итоге? Стопроцентное согласование человек проходит, а ему говорят: «Плати 40 тысяч!». За что, спрашивается, и с какой стати?! За то, что захотел маленькое кондитерское предприятие открыть и создать 30 рабочих мест?! Деграданты кругом одни, что ли?! С кредитами с этими тоже намудрили…
– С кредитами есть проблемы? А нам в банках рассказывают, что селяне замечательно кредитуются и долги замечательно возвращаются…
– Да где ж они замечательно кредитуются? О чём вы говорите?! В Англии под полтора процента кредит дают, в Германии – под 2 процента, в Америке вообще обнулили проценты. А у нас до 30 уже подняли. Как можно выживать, ну как?
– А вы где кредитуетесь?
– Мы в Сбербанке брали кредит. Брали под 12,75 процента, а сейчас нам подняли до 18-ти с лишним. И что это? Вот 12 процентов я мог отдавать, а 18 уже не осиливаю. И эта их политика скажется не только на моём предприятии, но и на них самих.
Если я перестану платить, они арестуют мой залог и будут его продавать. Продадут они его в три раза дешевле, чем он стоит и чем он стоил бы, если бы они сохранили мне процентную ставку.
– А что, уже есть какие-то подвижки к такому катастрофическому развитию событий?
– Нет пока. Пока я всё выплачиваю. Но дальше у нас есть два способа выживания. Либо увеличивать производство, которое никому уже не нужно, либо сокращать издержки. А за счёт чего я их буду сокращать? За счёт людей. И я вынужден увольнять некоторых своих работников.
– Скольких пришлось сократить?
– Не могу сказать… И вообще, всё это так… Не хочется даже говорить на эту тему больше. Если бы я знал, что от того, что я вам правду расскажу, у нас изменится что-то, я бы каждый день вместе с вами статьи писал. А так ведь ничего не изменится. И зачем говорить попусту?
Проблема с сельским хозяйством глобальная, её в масштабах области не решить. Даже в масштабах страны уже не решить.