Одномоментное внимание
Деньги, переданные сельскому хозяйству, не запустили вечный двигатель его развития
У национального проекта по развитию агропромышленного комплекса есть три главных направления. На первом – ускоряют развитие животноводства, на втором – стимулируют малые формы хозяйствования, на третьем – делают привлекательной сельскую жизнь.
На самом деле два направления призрачны. И созданы скорее для того, чтобы осваивать деньги. Компрометирующий проекты вывод подтвердил кризис. Судите сами.
Для развития животноводства государство посчитало необходимым и достаточным организовать ОАО «Росагролизинг», предписав этой организации удовлетворять заявки сельхозпроизводителей в племенном скоте и оборудовании для нужд животноводства.
Лизинг в данном случае, грубо говоря, просто форма кредита, до выплаты которого оборудование или животные остаются собственностью Росагролизинга. А в остальном – те же выставленные за покупку деньги, отягощённые теми же процентами. Так что в некотором роде Росагролизинг – это банк. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что сделали банки в наступившие кризисные времена? Подняли ставки по кредитным продуктам. Данная мера, скорее всего, будет использована и в продаже племенного скота и оборудования. Про скот доподлинно не известно, но технологическое оборудование для животноводческих комплексов, скорее всего, продаётся импортное.
Косвенно на это указывает и тот факт, что с 2006 до 2009 года в рамках госпрограммы на него были отменены ввозные пошлины. С учётом девальвации рубля вся зарубежная продукция подорожает. И лизинговые продукты государству придётся или ещё больше субсидировать, или, в случае нехватки денег в бюджете, от них отказываться.
Так что развитие этого направления становится, мягко говоря, проблематичным. Ещё более туманна ситуация с тем добром, что уже взято в лизинг и используется сельхозпроизводителями. Падают их доходы, сбиваются платежи, а механизм поступления субсидий от государства пока не пересматривался.
В деле стимулирования малых форм хозяйствования главным направлением выступает создание разнообразных кооперативов. По идее они провозглашались подмогой фермерам в деле сбыта и переработки их продукции.
В реальности большинство, вместо того чтобы самостоятельно занимать деньги, строить зерно- и овощехранилища и маленькие заводики по первичной переработке продукции, вынуждено становиться посредническими структурками между банками и непосредственно сельчанами. Не исключено, что последние так или иначе даже оплачивают услуги кооперативов.
На одном из закрытых совещаний у заместителя председателя Саратовского областного правительства Алексея Щербакова эта тема обсуждалась в связи с недостаточным количеством местных товаров на полках сетевых продуктовых магазинов. Кооперативы созданы, а рубить мясо, мыть картофель, фасовать листья салатов некому.
Когда закончатся государственные деньги, проводимые сейчас именно через эти кооперативы на фермерские нужды, на данном направлении, скорее всего, останутся только те организации, что были созданы задолго до начала госпрограммы и которых она сейчас мало касается.
Ну а с улучшением на госсредства сельской жизни вообще всё ясно. Где построили новые дома врачам и учителям, там построили. В кризисные времена сельские улицы по традиции выживают в нашей стране самостоятельно.