«Раскулачивание» городского транспорта

Оценить
Победу крупных перевозчиков нельзя признать окончательной

Победу крупных перевозчиков нельзя признать окончательной

На коллегии, прошедшей в министерстве по развитию транспортного комплекса области в минувшую пятницу, вновь обсуждали результаты конкурса на право заключения договоров об организации перевозок пассажиров и багажа в Саратове, проведённого в январе городской администрацией.

Резко высказался представитель управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области, член конкурсной комиссии Андрей Самохвалов.

По словам Самохвалова, вся беда саратовского автотранспорта в том, что обслуживание маршрутов осуществляется не владельцами лицензированного пассажирского транспорта, а посредниками. Это приводит к высокому уровню аварийности и большому количеству нарушений. В итоге никто ответственности за это не несёт. За неполные два месяца 2009 года в области произошло семь ДТП с участием пассажирского транспорта, пять из которых случились в Саратове. И все – на маршрутах посредников. А сейчас, по мнению Самохвалова, в областном центре созданы вообще все условия для увеличения ДТП с участием пассажирского автотранспорта.

Вразрез с установками премьера

Многие участники конкурса сразу не согласились с его результатами, о чём сообщили журналистам на пресс-конференции, а простым горожанам – путём расклеивания листовок на маршрутных «Газелях». Тех, кто остались довольны результатами, можно было видеть на митингах поддержки около горадминистрации. Обиженные перевозчики от митинговых методов пока отказываются, но вышли с открытым письмом губернатору Павлу Ипатову.

Работники девяти городских автотранспортных предприятий напирали на свою принадлежность к малому и среднему бизнесу, который в очередной раз подвергается давлению.

По их мнению, рыночный механизм, постепенно сформировавшийся в сфере автотранспортных перевозок города, теперь разрушен. Сложившуюся ситуацию перевозчики называют не иначе как «раскулачиванием».

Получается, что пока премьер Путин выступает в Давосе против «огосударствления» экономики, в Саратове вопросы организации пассажироперевозок решаются прямо вразрез с его установками.

В письме перевозчики высказывают свою убеждённость в том, что прошедший конкурс – «хладнокровно подготовленная, заранее спланированная акция».

80 процентов маршрутной сети досталось трём предприятиям – ОАО «Межгородтранс», МУПП «Саратовгорэлектротранс» и ОАО «Автокомбинат № 2». Все остальные получили по 1–2 маршрута.

Руководитель «проигравшего» «СГАТП-6» Сергей Кирясов, утверждает, что все документы были собраны и поданы им в срок. Перевозчик подготовил базу, сертифицировал медицинский кабинет, обновил автопарк в 25 машин. И с такими показателями «СГАТП-6» получил всего один маршрут.

Не спасло предприятие и то, что за два года на счету его водителей всего одно ДТП. За это «прегрешение» сняли большое количество баллов. «Наверное, остальные вообще без нарушений работают», – разводит руками предприниматель. По словам Кирясова, с «обиженными» никто не встречался и ничего не объяснял.

По замыслу организаторов конкурс проводился для того, чтобы снизить количество посредников, обслуживающих городские маршруты. У «Саратовгорэлектротранса», муниципального предприятия, которому досталась треть маршрутной сети, нет ни одной единицы пассажирского автотранспорта в собственности. То есть «СГЭТ» самый что ни на есть оператор-посредник.

Ну, пять, ну, восемь, но точно не три

По мнению министра по развитию транспортного комплекса Сергея Шейкина, идея перевести автотранспортную сеть города на обслуживание 5–6 крупными перевозчиками, обладающими базой и автотранспортными средствами, была хорошая. Но реализация идеи не выдерживает никакой критики.

Три предприятия, обслуживающие город, это нонсенс, считает министр. Сергей Шейкин полагает, что оптимальный вариант для этого года – сотрудничество с 7–8 крупными перевозчиками, а уж к 2010 году, если возникнет такая необходимость, можно остановиться на трёх.

Некоторые перевозчики уже обратились в правоохранительные органы и суд. Арбитражный суд наложил обеспечительные меры на 31 лот. Теперь до решения суда администрация города не вправе заключать по выигранным лотам договоры. Замороженные лоты предприятия обслуживают по старой, «доконкурсной» схеме.

Депутат городской думы, член конкурсной комиссии Алексей Шельпяков подсчитал, что если к 31 замороженному лоту прибавить 18, по которым конкурс не состоялся, то уже получается «провал» 49 лотов из чуть более сотни. Почти половина.

«Уже сейчас весь конкурс насмарку, – говорит депутат. – Надо было проводить его прозрачно, приглашать перевозчиков, а даже меня, члена конкурсной комиссии, не пригласили». Алексей Шельпяков уверен, что порядка на саратовских дорогах ещё долго не будет.

Опасения депутата

Перевозчики, которые потенциально могут вполне официально остаться без работы, должны продолжать обслуживать кредитные долги, следить за купленным по лизинговым схемам транспортом. По мнению депутата Шельпякова, у них, чтобы остаться на плаву, остаётся не очень приятный для города выход.

Обойдённые конкурсом предприниматели, имея лицензии, могут вывести машины на улицы и работать не на маршрутах, а просто как такси.

Хаоса на городских магистралях может добавить амбициозность крупных победителей. По-товарищески распределив маршруты, они смогут диктовать свои условия более мелким предприятиям, которые наверняка вынуждены будут переходить под их лицензии.

Уверенность муниципального служащего

Руководитель МУ «Транспортное управление» Александр Шувалов утверждает, что вся ситуация находится на контроле горадминистрации. На 18 лотов, что не были распределены в конкурсе, скорее всего, будет объявлен дополнительный конкурс. Часть из них убыточны из-за низкого пассажиропотока, наличия параллельных маршрутов и т. д. Администрация имеет право заключить по ним срочные договоры с предпринимателями на три месяца. Но желающих вряд ли будет много. Хотя, по словам Шувалова, заявки уже начинают формироваться.

Обеспечительные меры, наложенные по 31 лоту, не позволяют проводить повторный конкурс на эти маршруты. Апелляцию, с просьбой об отмене обеспечительных мер, администрация города уже подала, говорит Александр Шувалов.