Партия второго плана

Оценить
Рождение, жизнь и смерть «Союза правых сил»

Рождение, жизнь и смерть «Союза правых сил»

История СПС в нашей стране и, соответственно, нашей области очень грустная. Потому что партии уже нет. Просуществовав десять лет, СПС скончалась. Преемники её на правом политическом фланге ещё в стадии эмбриона. Как на региональном, так и на федеральном уровне.

Федеральные младореформаторы

Отцами-основателями СПС стали смелые идеалисты, которые не побоялись рискнуть своей репутацией и политическим будущим, дабы повернуть страну на рыночные рельсы.

Несмотря на удачное становление на эти самые рельсы, молодых реформаторов народные массы не простили. Причин того можно назвать массу, но результат один. Их имена стали нарицательно-негативным символом ухудшения жизни населения страны. Понятно, не всего. А той электоральной массы, которая предпочитала деньги не зарабатывать, а получать, не прикладывая для этого хоть каких-то интеллектуальных или даже физических усилий.

Но партию правые либералы создавали не для широких народных масс, а для людей думающих и прогрессивных. Может, это и было их главной ошибкой, приведшей к закономерному финалу.

Непосредственным предшественником «Союза правых сил» (СПС) была коалиция «Правое дело», сложившаяся в конце 1998 – начале 1999 года.

В «Правое дело» вошли партия «Демократический выбор России» Егора Гайдара, движение «Россия молодая» Бориса Немцова, «Общее дело» Ирины Хакамады, движение «Вперёд, Россия!» Бориса Фёдорова, партия «Демократическая Россия» Юлия Рыбакова, движение «Демократическая Россия» Льва Пономарёва, Крестьянская партия России Юрия Черниченко, Российская партия социальной демократии Александра Яковлева, Партия экономической свободы Константина Борового, «Свободные демократы России» (СвДР) Марины Салье, часть Республиканской партии Российской Федерации и другие, более мелкие организации. Сергей Кириенко сначала принимал участие в оргкомитете «Правого дела», но затем предпочёл отойти от него.

В мае – августе 1999 года по инициативе Анатолия Чубайса была проведена серия переговоров для создания более широкого объединения, в котором наряду с партиями «Правого дела» предполагалось участие и «Новой силы», и «Нашего дома – России» Виктора Черномырдина, и «губернаторского» блока Константина Титова «Голос России».

В конечном счёте результатом этих переговоров стал фактический распад «Голоса России», от которого отошли почти все губернаторы и большинство входивших в него карликовых партий, а также выход из «Правого дела» движения «Вперёд, Россия!» Фёдорова.

На совместной конференции 29 августа 1999 года в «Президент-отеле» учредителями СПС стали движения «Новая сила», «Россия молодая», «Юристы за права и достойную жизнь человека» (коллективный член-учредитель «Голоса России», сохранивший верность Константину Титову) и партия «Демократический выбор России».

На неформальной основе в блок вошли «Общее дело» Ирины Хакамады, партия «Демократическая Россия», движение «Демократическая Россия», Крестьянская партия России, Российская партия социальной демократии и другие некрупные партии.

Местные правые депутаты

Не секрет, что Саратовская область не избалована вольнодумством и свободолюбием. Вернее, земляки наши не наделены этими качествами в избытке. Понятно, встречаются думающие люди, но информировать окружающих об этом свойстве своего характера они предпочитают кулуарно.

Как известно, практически в одно время с СПС в стране зародилась и крепчала очередная партия власти под названием «Наш дом – Россия». Возглавлял партию тогдашний премьер Виктор Черномырдин, в первую тройку входил саратовский губернатор Дмитрий Аяцков. Понятно, членство именно в этой партии, а не в СПС было залогом успеха.

Тем не менее, «настоящие буйные» нашлись и в Саратовской области. Региональное отделение СПС возглавил Владимир Южаков. Владимир Николаевич всегда придерживался демократических взглядов и уже имел опыт депутатства в постсоветской России с 1993 по 1995 год. Председателем регионального исполкома стал бессменный эспээсовец Виктор Марков.

На выборах в Госдуму в декабре 1999 года СПС неожиданно для всех набрала весомый процент. Неожиданным это было не только для самой СПС, но и для партии власти НДР, агитаторов которых народ встречал на ура. Но голосовал совсем иначе.

Южаков, бывший первым в региональном списке СПС, опять отправился представлять регион в Федеральном законодательном собрании. И в Саратов больше не вернулся. С 2003 года бессменным руководителем регионального отделения партии был Виктор Марков.

В 2000 году Виктор Константинович вопреки всему был выбран в представительное собрание города Саратова, где и был и остаётся единственным представителем правых сил. Правда, в 2002 году к нему примкнул предприниматель Игорь Ефремов, но очень скоро он перешёл из СПС в ЕР.

С правым составом областной думы всё было несколько иначе. На выборы в 2002 году, когда СПС ещё считалась сильной партией, под знамёнами СПС пошли семеро кандидатов – Александр Ветров, Евгений Шлычков, Ирфан Аблязов, Алексей Богданов, Виктор Марков, Татьяна Царева. Не отказывался от поддержки правых и Владимир Пожаров. В думу прошло трое – А. Ветров, Е. Шлычков и И. Аблязов. В округе Царевой неожиданно обнаружилась недостаточная явка, и выборы признали недействительными. Говорят, Пожарову победить Давыдова помог Дмитрий Аяцков по просьбе Бориса Немцова. Но во фракцию Владимир Александрович вступить отказался. Не получилось на довыборах и у Царевой. Не удалось сагитировать и Людмилу Савочкину, которая придерживалась правых взглядов, но возражала против присутствия в СПС Чубайса. Поэтому набрать пятерых депутатов для создания депутатской правой группы так и удалось.

Потом начался правый исход. Как известно, Пожаров и Савочкина прониклись более левой идеологией «Справедливой России». Шлычков и Аблязов начали медленно, но верно дрейфовать в сторону партии власти. Так областная дума третьего созыва осталась без правого крыла. Что касается нынешней, четвёртой думы, то либералами там не пахло изначально.

Помимо организационной и кадровой составляющей в любой партии немалую роль играют и деньги. Финансировали региональное отделение партии трое. Первый – Александр Ветров, выбывший из партии в 2005 году, ноперекрывший вливания значительно раньше. Второй – Игорь Ефремов, с 2002 года депутат городской думы, бывший членом политсовета СПС и помогавший ей материально. В конце 2005 года Ефремов тоже вступил в партию власти с соответствующими последствиями. Так что единственным инвестором СПС остался Марков.

Поговорить, помечтать

Не секрет, что в основном правый электорат сосредоточен в столичных городах. Кроме Москвы и Питера сторонники СПС есть на Урале и в Сибири – Пермь, Новосибирск, Иркутск, Якутск. В европейской части России победы правых случались в Туле, Брянске, Архангельске, Калининграде. Как бы то ни было, но основная часть населения страны относилась к партии Гайдара-Чубайса, мягко говоря, без симпатии.

Естественно, Саратовская область исключением не была. Тем не менее, думающие люди встречались и у нас. И они с удовольствием общались с федеральными членами СПС. Благо тем было что сказать. Наиболее частым гостем Саратовской области был, пожалуй, Борис Немцов. Заезжала Ирина Хакамада. Они встречались со студентами вузов, бизнесменами.

В те времена в Саратове был организован и более-менее успешно работал клуб «Миллениум» на базе клуба-ресторана «Гранд Мишель». На встречи с Немцовым туда приезжали не только статусные Аяцков и Аксёненко, но и реально интересующиеся судьбой России, проблемами и перспективами бизнеса в частности и экономики в целом люди.

Гостями клуба были Александр Благодаров, Дмитрий Дубовицкий, Олег Бондаренко, Зинаида Самсонова, Алексей Полещиков, Юрий Кондратьев, Денис Филлипов, Олег Злобин. Никто из них членом СПС так и не стал.

Не задалось

Вообще-то партстроительство – дело очень сложное и деликатное. По большому счёту для создания отделения на региональном уровне необходимо наличие нескольких составляющих. Главная из которых – харизматичный лидер, имеющий возможность публично нести свою идеологию в массы. Затем следуют финансирование, благосклонность властей. Всё остальное – мелочи.

При отсутствии этих составляющих отделение партии, если оно и существует, так и останется узким кругом для посвящённых – кружком, который по определению перестаёт быть партией. Так и случилось с СПС.

Понятно, грустная судьба «Союза правых сил» была предопределена не проблемами регионального отделения. Это беда федерального масштаба. Демократы всех мастей и уровней не смогли объединиться. Кичась своими мозгами (коих у них в избытке), они не согласились на уступки, не пошли на компромиссы – и вот результат.

Не меньшую роль в развале сыграли и власти. На последних выборах в областную и Государственную думу правых давили всеми возможными и невозможными способами. В Саратовской области, например, у СПС была изъята вся агитационная литература.

Как бы то ни было, в Саратовской области кончина «Союза правых сил» на политическом поле прошла практически незаметно.