Параллельные миры
На Московской холодный ветер рвёт полотнища, укреплённые на витринах магазинов. Но те держатся крепко: полощутся по ветру, не отрываются. «Мы закрываемся», «Ликвидация», «Последняя неделя работы по старым ценам». Ещё что-то в этом духе. Кто знает, может, и правда, а скорее всего – реклама. Местные криэйторы вовсю используют мотивы кризиса. Интересно, когда они такое пишут, не сплёвывают ли через плечо, не стучат по дереву?
А вот и оптимистическое: «Мы открылись!» Действительно, новый магазин, правда, на месте почившего «В Яблочко».
Захожу в аптеку. У окошка провизора – растерянная женщина со списком лекарств. Ни к кому не обращаясь, она говорит, что ровно месяц назад покупала лекарства по этому же списку, и всё стоило гораздо дешевле. Провизор называет ей новые цены, и она звонит кому-то, похоже, больному, обречённо спрашивает: «Это теперь столько-то стоит. Брать?»
На прошедшей неделе Государственная дума приняла свой план борьбы с кризисом. Там много чего включено, оставим анализ и оценку большинства пунктов экономистам. Обратим внимание только на одну идею, а именно строительство второй очереди канала Волга-Дон.
Смелое предложение, своим масштабом даже в оторопь вгоняет, в некоторое оцепенение. Как говорят молодые, чего-то не догоняю. Может, потому что не умею государственно мыслить, а всё ищу ответы в личном опыте.
Тут дело такое: дача у меня на Волге, на берегу коренной. Имею летом возможность наблюдать интенсивность движения: за сутки три-четыре теплохода вверх по течению и столько же вниз. И то надо учесть, что часть идёт вниз до Астрахани, ну да остальные два сворачивают на канал. То есть не перегружен он никоим образом.
Тогда зачем вторая линия? Экономически это столь же обосновано, как и возведение пирамид. Или строительство автозавода в Забайкалье. Тут осенило: это ведь творческая переработка исторического опыта. Помните, был такой Беломорканал? Ну вот, отчего бы не повторить? Безработных уже миллионы, ожидается ещё больше, вот всех их отправить на канал, снарядить кайлом и тачкой. Назвать всё общественными работами, дело и пойдёт.
Когда канал выкопают и станет ясна его экономическая бесполезность, его можно снова зарыть. Ещё можно командировать на канал творческую интеллигенцию – ну, там, режиссёра Бондарчука, литератора Минаева, пусть запечатлеют. Как Максим Горький в своё время.
Сами блестящие умы нашего парламента смысл своей идеи не объяснили. Наверное, по этой причине я никак не возьму в толк, как это всё соотносится с реальным кризисом: с ростом цен, закрытием предприятий, безработицей?
Какие-то параллельные миры получаются. В одном депутаты, мечтающие построить очередное чудо света, а заодно и обустроить инфраструктуру Северного морского пути (пункт из той же программы). В другом мире мы – со своими проблемами, которые, поди, и не видно с Охотного ряда.
Тут в Ленинском районе на мою родственницу бродячая собака набросилась. Не искусала, слава богу, но изрядный клок из пальто выбрала. А днём раньше – вот совпадение – городские депутаты в очередной раз потребовали, чтобы область делегировала им права на отлов бродячих собак. Я в этой истории – с делегированием, – честно говоря, совсем запутался.
Ну, я могу понять, что без соответствующих полномочий бродячую собаку ловить нельзя. Кажется, это нарушает принципы местного самоуправления. Но почему область не делегирует права муниципалам? Они уже давно требуют – делегируйте! А им не делегируют. И денег ведь на всё это дело не так много заложено, это же не торговля землёй.
А потом я начинаю думать: а почему я должен разбираться в этой истории с делегированием? Мне совсем не интересно в ней разбираться. Мне важно, чтобы собаки не кусали моих родственников и других почтенных людей. А у кого права и у кого обязанности – мне это совсем по барабану. Уж извините за резкость.
Вот и опять выходит, что образовались какие-то параллельные миры. В одном депутаты борются с правительством за права и полномочия. В другом – стаями бегают бродячие собаки и плотоядно присматриваются к горожанам.
Если приглядеться, параллельные вселенные у нас сплошь и рядом. Ну, например, жизнь какой-нибудь Кузюбаевки и ассамблея съезда муниципальных образований. Или съезд ассамблеи, запамятовал, извините. Или национальный проект «Доступное жильё» и реальные цены на это самое жильё.
Эвклид учил нас, что параллельные прямые не пересекаются. Лобачевский этот постулат подверг сомнению. Действительно, в геометрии они могут встретиться, а в жизни, похоже, никогда не пересекутся.