АвтоВАЗ не хочет платить деньгами

Оценить
Вексельные взаимоотношения не устраивают саратовских поставщиков автомобильного завода

Вексельные взаимоотношения не устраивают саратовских поставщиков автомобильного завода

Более одного миллиарда рублей составляет общая дебиторская задолженность российских автозаводов перед саратовскими предприятиями. Основная часть долга приходится на ОАО «АвтоВАЗ». Такую информацию сообщили «Газете недели» в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области.

В Саратовской области на российский автопром работает 16 предприятий, которые производят автокомпоненты на 9 миллиардов рублей ежегодно. Основными потребителями их продукции являются ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ». Автозаводы в настоящее время не спешат расплачиваться со своими поставщиками, вынуждая их всерьёз задумываться об отказе от сотрудничества.

Все саратовские предприятия, производящие комплектующие для тольяттинского завода, сейчас находятся на стадии переговоров. У саратовских производителей складывается мнение, что так старательно поддерживаемый российским правительством отечественный автопром сам, похоже, не намерен поддерживать кого-либо. Даже те предприятия, которые до сих пор обеспечивают его всеми необходимыми комплектующими для производства автомобилей и других транспортных средств.

В результате на минувшей неделе крупнейший российский производитель автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» остановил свои конвейеры на неопределённый срок. Сейчас для персонала, занятого выпуском автомобилей, запасных частей и обслуживанием производства, на АвтоВАЗе введена четырёхдневная рабочая неделя в две смены. Рабочая смена сократится до шести часов. Руководство компании заявляет, что стоять конвейеры будут, вероятно, до завершения переговоров с поставщиками комплектующих, большинство из которых не согласны с введением в феврале новой схемы оплаты.

Новая схема подразумевает, что до 70 процентов закупок АвтоВАЗ оплачивает своими векселями и векселями работающих с ним банков, а на деньги приходится лишь 30 процентов расчётов.

«Сроки погашения задолженностей по вексельной схеме – от шести и более месяцев и с существенным дисконтом при их досрочном предъявлении. Это абсолютно неприемлемо для большинства саратовских предприятий», – заявляют в областном минпроме.

В министерстве нам сообщили также, что больше всего денег АвтоВАЗ задолжал предприятию «Балаковорезинотехника», однако сумму долга назвать отказались.

Директор ОАО «Балаковорезинотехника» по экономике и финансам Александр Козин подтвердил «Газете недели», что долг перед предприятием у АвтоВАЗа действительно есть, но о его размере также предпочёл не распространяться.

Александр Владимирович сообщил, что его завод довольно долго вёл переговоры со своим заказчиком, но поставки комплектующих Балаковорезинотехника не останавливала. Открыта поставка и сейчас. По словам Козина, руководители предприятий «достигли определённой договорённости, но до конца проблему не разрешили».

О том, как складываются отношения с АвтоВАЗом у Саратовского подшипникового завода, ещё одного местного поставщика комплектующих, нам рассказал основатель Европейской подшипниковой компании (ЕПК), в которую с мая 2007 года входит СПЗ, депутат Государственной думы Олег Савченко.

По его словам, за три месяца тольяттинский автозавод задолжал корпорации более 150 миллионов рублей.

– ЕПК выполняет все социальные обязательства, которые на неё возложены. Нужно отдать должное руководству. Но беда в том, что заводы сейчас в вынужденном простое. И саратовский, и волжский, которые являются основными производителями подшипников для АвтоВАЗА, – рассказывает Олег Владимирович. – Рабочим там выплачивают две трети от заработной платы. При этом живут заводы в основном за счёт заёмных средств. Как долго это продлится, сказать сейчас очень сложно. Безусловно, вечно это продолжаться не может.

С АвтоВАЗом руководство ЕПК с сентября пытается договориться о приемлемых условиях, но ответа нет. Сейчас положение осложняется вмешательством украинских производителей, в частности Харьковского подшипникового завода. И по линии ОАО «РЖД», долг которого Европейской подшипниковой компании, кстати, превысил 370 миллионов рублей, и по линии автопрома предпочтение сегодня отдаётся украинцам.

Как депутат Государственной думы, считаю, что это беспрецедентный факт, особенно сегодня, когда есть распоряжение российского правительства о государственной поддержке и автопрома, и железных дорог. Я уже занимаюсь этим вопросом вплотную. Намерен просить правительство проследить всю возникшую цепочку производственных взаимоотношений.

Очень неприятно ещё и от того, что на саратовском заводе только что закончилась глобальная реконструкция производственного процесса. Она была включена в программу РЖД по производству нового типа железнодорожных подшипников. Часть мощностей переведена в Саратов с московского завода. И теперь всё это остановилось из-за вмешательства харьковского завода и ввиду сложности отношений с крупными монополистами Российской Федерации – РЖД и АвтоВАЗом.