Три четверти часа на всю интервенцию

Оценить
Саратовских аграриев с их зерном вывели онлайн

Саратовских аграриев с их зерном вывели онлайн

Фермеры области получили возможность участвовать в зерновых интервенциях в режиме онлайн прямо из Саратова. На минувшей неделе в здании регионального минсельхоза начала работать площадка удалённого доступа к биржевым торгам. Ранее местным производителям зерна приходилось ездить в Самару.

Для участия в торгах аккредитовано 114 сельхозтоваропроизводителей области. Но очередей из желающих воспользоваться представившейся возможностью нет. Опробовать саратовскую площадку вызвались всего четыре крестьянско-фермерских хозяйства (КФХ) из Турковского, Фёдоровского, Хвалынского и Карабулакского районов. Два представителя КФХ сами приехали в Саратов. Других двух участников замещали консультанты министерства.

Собственно, необходимости в присутствии сельхозтоваропроизводителей на площадке нет, говорит руководитель ГУП «Продовольственный фонд Саратовской области» Рашит Абдрашитов. Фермеры оставляют свои заявки на участие в торгах, специалисты их проводят, результаты сообщают по телефону.

Так что и приехавшие в Саратов фермеры только наблюдали за тем, как действовали у компьютерного монитора министерские профессионалы.

Саратовская область включается в торги в строго определённое время – с 12:30 до 13:15. На покупку-продажу каждой позиции отводится определённое время. За эти несколько минут собираются все заявки по лотам с других регионов, которые сразу видны на экране. Стартуют торги с максимальной цены.

В день моего знакомства с площадкой в монитор компьютера всматривался Михаил Карнаухов, главный инженер КФХ Клопов из Карабулакского района. Только что консультант забил его заявку на 6 лотов ячменя – это 810 тонн (один лот – 135 тонн. – Примеч. ред.). Тут же появился список из 6-7 других заявителей. Все выставляют максимальную цену – 3800 рублей за тонну. Заканчиваются отведённые пять минут. Торги состоялись, все заявки выиграли.

Михаил Карнаухов совершенно спокойно встречает эту новость. Консультанты объясняют журналистам: сейчас торги проходят спокойно, цены никто не сбивает, за победу не борется. Раньше саратовские производители выбирали «безлюдные» дни для торгов – понедельник и пятницу, с соседними регионами шла конкуренция по снижению цены. А сегодня всё по-другому. Если в предыдущих интервенциях на тот же ячмень государство выставляло квоту в 20 лотов, то в этот раз – 490.

Такая же ситуация по другим позициям: по максимальной цене (4900 рублей) были проданы 675 тонн пшеницы 4 класса из Турковского района, 810 тонн ржи (3900 рублей за тонну) из Фёдоровского района. Не удалось в этот день продать только 405 тонн пшеницы 5 класса. Аукцион по ней не состоялся: была выставлена всего одна заявка. Не хватает участников торгов и в других регионах. И поэтому каждый день несколько позиций остаются невостребованными фермерами.

В министерстве сельского хозяйства области объясняют это «дальновидностью» фермеров. Дело в том, что цены на свободном рынке зерна стали подниматься вслед за государственным спросом. Теперь сельхозтоваропроизводители надеются на очередное повышение цен. Но его уже не будет, объясняет заместитель министра сельского хозяйства Саратовской области Ирина Крелина.

«Интервенция была направлена на то, чтобы поднять рыночные цены на зерно, – говорит Рашит Абдрашитов. – В закрома государства было закуплено семь миллионов тонн зерна, и рынок сразу начал поднимать цены. Изначально планировалось выделить 80 миллиардов рублей на приобретение 20 миллионов тонн зерна, но раз уже сейчас стоимость зерна на рынке приближается к интервенционной, значит, госинтервенция свою функцию выполнила».

Инженер Михаил Карнаухов уверенно заявляет, что продавать зерно государству более выгодно, чем посредникам. И по цене, и по надёжности перекупщики уступают госзакупкам.

Например, на продаже ячменя КХФ, в котором работает Карнаухов, заработало более трёх миллионов рублей, перекупщики заплатили бы меньше. Михаил говорит, что цена, которая устроила бы фермеров, раза в два выше предлагаемой. Но поскольку альтернативы нет, единственный рынок сбыта – это государственные закрома.

Министр сельского хозяйства области Александр Игонькин считает, что четыре участника от области – уже немало. Если бы каждый день 4–5 участников продавали по 3–3,5 тысячи тонн зерна, подсчитывает министр, то за пять рабочих дней областные фермеры могли бы реализовать 15–20 тысяч тонн. С начала проведения интервенционных торгов Саратовская область продала более 300 тысяч тонн зерна и вышла на второе место по Приволжскому федеральному округу после Оренбургской области.

Если всё пойдёт по плану министра, то к марту регион продаст около 500 тысяч тонн. Но в первый день проведения торгов заявок на участие в следующей торговой сессии не поступало.