Кризисно-политический сюрреализм

Оценить
Заметки на полях партийно-правительственных прожектов, заявлений и рекомендаций

Заметки на полях партийно-правительственных прожектов, заявлений и рекомендаций

Это – весьма разрозненные заметки. Они не о кризисе как таковом, а о некоторых явлениях, этим кризисом обусловленных. Объединить их может эпиграф – цитата из речи американского президента Герберта Гувера. Он руководил США с 1928 по 1932 год, и на годы его правления пришлось начало Великой депрессии. Победил тот кризис уже не Гувер, а его преемник Франклин Рузвельт. Но от этого слова Гувера не потеряли своей актуальности.

«Ни одно правительство не имеет права спекулировать и рисковать деньгами налогоплательщиков. Но ещё более важно то, что лидерство в бизнесе должно достигаться путём развития способностей и личных качеств, что может происходить лишь в атмосфере свободной конкуренции. Бюрократический аппарат ликвидирует конкуренцию… Любое расширение власти правительства означает, что с целью защиты от политических последствий допущенных им ошибок правительство будет стремиться к установлению всё более внимательного контроля за отечественной прессой и политическими взглядами. После кончины свободной промышленности и свободной коммерции свобода слова живёт недолго».

Эволюция слогана

Сейчас кризис дал нам передышку. Рубль стоит в отведённом ему коридоре. Нефть вроде не дешевеет. Пока есть время, вспомним, как эволюционировало объяснение того, что же происходит в мировой экономике и в экономике России.

Лето 2008 года. Знаменитые «острова стабильности» и «тихие гавани». Уже к концу года это называли лучшей шуткой года. Потом последовали «финансовая нестабильность», «турбулентность» и т. д.

Одновременно с признанием кризиса в России стали усиленно подчёркивать его иностранное происхождение. Красиво прозвучало: «импортная инфекция». Хотя если подумать, то получается, что нашу экономику сравнивают с легкомысленной девицей, которая что-то на стороне подцепила.

Уже в этом году некоторое время оперировали слоганом «ликвидация последствий мирового финансового кризиса». Потом эта неуклюжая формулировка как-то сразу исчезла. И правильно. Во-первых, ликвидировать последствия надо, когда знаешь, каковы они; а во-вторых, получается странно: кризис мировой, а последствия убираем мы.

И, наконец, в массы вброшен полный оптимизма лозунг: «Мы должны выйти из кризиса сильнее, чем были до него». Идея замечательная, но пока никто не потрудился объяснить, как это делать. Каждый принялся искать ответ в меру свой компетентности.

Вот дама – продюсер фильма «Девятая рота» – объяснила всё просто: до кризиса в России снимали 30–40 фильмов в год, после кризиса будет 3–4. Но зато это будут замечательные фильмы! На каком основании сделан этот вывод, непонятно. Нет, охотно верится, что фильмов станет гораздо меньше, но вы уверены, что это будут шедевры?

А, например, в Базарном Карабулаке нашли свой путь. В районном доме культуры прошла конференция «Здоровый образ жизни как инструмент повышения конкурентоспособности на территории Базарно-Карабулакского муниципального района». Наверное, лыжными гонками навеяло.

Уверен в блестящих перспективах и заместитель председателя областного правительства Сергей Горбунов. Недавно он заявил: «Для агропромышленного комплекса кризисные явления могут оказаться благом. Тем более когда в стране будет принята продуктовая доктрина – продукция местного (российского) производства станет востребованнее».

В конце этой зимы аграрии вообще порадовали общественность рядом смелых заявлений. Лидером, понятное дело, стал федеральный министр Алексей Гордеев. Сначала он предложил квотировать в стране производство яиц. Дескать, дешевеет продукт, а это нехорошо. Производителя надо пожалеть – так объяснил министр своё, несомненно, смелое предложение.

Не знаю, где министр Гордеев углядел снижение цен. По моим личным наблюдениям, с лета десяток яиц стал дороже на 6–8 рублей. Предложение Гордеева удивительно ещё и тем, что его не приемлют обе стороны – и потребители, и производители.

Так, сенатор Сергей Лисовский, занимающийся аграрным бизнесом, к идее министра отнёсся резко отрицательно. При этом Лисовский сказал, что, если Гордееву так сильно хочется защитить российских производителей, пусть озаботится сокращением экспорта яиц из Белоруссии.

Оставив яйца в покое, министр переключился на молоко. За прошлый год его потребление снизилось на пять процентов. Гордеев и здесь предлагает идти неизведанным путём: «Мы видим, что здесь, очевидно, со стороны государства необходимо развивать социальную рекламу, то есть популяризировать этот продукт», – сказал он на заседании президиума правительства. И, что странно, получил поддержку.

Почему это представляется странным? Момент первый, но не главный: почему государство должно делать рекламу молочным продуктам, произведённым частными фирмами? Будут ли фирмы как-то благодарить автора идеи?

Момент второй, главный: может, причина не в отсутствии молочно-кефирной рекламы, а в росте цен? По данным официальной статистики, за 2007 год цены на молочную продукцию выросли на 32,4 процента, а за 2008 – на 10,3 процента.

При этом любой аграрий скажет, что непосредственно у производителей молока переработчики принимают продукцию по очень низким ценам. Так может, на этом участке министр поищет решение проблемы? Хотя запустить на телеэкраны очередную «звезду» с призывом «Пейте, дети, молоко» – это и проще, и прибыльнее. Представляется, что с такими новаторскими прожектами мы никоим образом не окрепнем. И в кризис, и без него.

Лужков и Чернышевский

Кризис удивительным образом развязал языки многим высокопоставленным руководителям. По живому резал правду-матку Юрий Михайлович Лужков. Послушать его, так даже не американцы виноваты в кризисе, а хозяева нашего крупного бизнеса – «мальчики, надевшие капитанские фуражки, а моря в глаза не видевшие».

Персонально мальчиков было названо два: Роман Абрамович и Михаил Ходорковский. Причём тут Ходорковский, задолго до кризиса оказавшийся в Краснокаменске, не совсем понятно. Возможно, критикой в адрес экс-главы ЮКОСа Лужков хотел придать благонамеренность своему предложению.

Предложение таково: национализировать все основные отрасли. Наш местный публицист Дмитрий Чернышевский получил таким образом неожиданного союзника. Но Юрий Михайлович мыслит куда масштабнее своего саратовского единомышленника. Он предлагает: пусть в смутное время кризиса государство поуправляет активами, а потом снова продаст. Но уже в надёжные руки.

Показалось, что, когда мэр Москвы произносил эти слова, он чуть лукаво улыбнулся. Возможно, он знает, чьи это надёжные руки, вероятно, он этих людей каждый день видит. Не исключено, что в зеркало.

Впрочем, от Юрия Михайловича всегда можно ждать неожиданных заявлений. Но вот когда первый заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков обрушил свой сарказм не на уцелевших ещё политических оппонентов, а на главу Минфина, это действительно походило на сенсацию.

Для начала Сурков подбодрил подопечных-единороссов: «Кризис может замедлить, но не остановить движение страны к долгосрочным целям развития». Но затем перешёл к критике политики накопления резервов. И хотя фамилия главного накопителя резервов произнесена не была, все поняли, что мишенью критических стрел стал министр финансов Алексей Кудрин.

«Мы действительно все эти годы накапливали ресурсы. Мы говорили: вот мы их накопили и уже готовы вкладывать в развитие страны. Но пока не будем вкладывать, потому что копим деньги на чёрный день. Вот чёрный день наступил. Оптимисты говорят, что накопленных денег нам хватит на год с небольшим. И это – итог восьми лет работы. Мне кажется, довольно жалкая цель для народа, который называет себя великим. Если мы восемь лет работали для того, чтобы год продержаться кое-как, переночевать-перезимовать, не развиваясь, это выглядит жалко», – так Сурков подвёл итог политике Минфина (но только ли его?).

Своих рецептов победы над кризисом замглавы администрации не предложил. И вообще эксперты говорят, что его выступление – вовсе не указание к действию, а так, отголосок личных его с Кудриным отношений.

Тем временем взращённые Сурковым единороссы ведут активную борьбу за чистоту рядов. Не все «медведи» выдержали реалии кризиса. Многие, страшно подумать, встали на сторону простого народа. И поплатились.

Сначала лишился своего места руководитель дальневосточной организации ЕР Пётр Савчук. Он, как и другие дальневосточники, не поддержал введение автопошлин.

Затем настал черёд спикера законодательного собрания Хабаровского края Юрия Оноприенко. Один из руководителей ЕР Андрей Воробьёв пояснил: «несмотря на решения, принятые на партийных совещаниях, Юрий Оноприенко позволил вовлечь органы государственной власти в поспешные и легковесные заявления. За что и понёс соразмерное наказание».

Теперь расшифровка партийного новояза. «Поспешное и легкомысленное решение» – это обращение краевой думы в центр с просьбой не повышать коммунальные тарифы. Дальше ещё интереснее: если мы правильно поняли г-на Воробьёва, были даже некие партийные решения, одобряющие рост тарифов и другие, столь необходимые избирателям меры. Спасибо.

Ещё «Единая Россия» намерена очистить свои ряды от губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. Всё тот же глава исполкома партии Андрей Воробьёв поставил в вину главе области поддержку не того кандидата на выборах мэра Мурманска.

Кроме того, Евдокимову не понравилось то, как ведётся избирательная кампания. «Несчастных коммунальщиков заставляют вытаскивать из почтовых ящиков нежелательную информацию. Заставляют под расписку в детских садах раздавать определённую литературу. Уже некоторые оказывают давление на детей в школах, чтобы дети родителей пропагандировали голосовать за определённого человека», – вдруг прозрел он.

Хотя тем, кто мало-мальски знаком с практикой наших выборов, губернатор ничего нового не сказал. Но Воробьёв был непреклонен: «За подобные поступки мы таких членов партии будем без сожаления исключать из наших рядов». И правильно, кому нравится, когда сор из избы?

На этом фоне наши областные партийцы выглядят удивительно тихими. Митинг на БРТИ провели так скромно, что даже не все рабочие завода об этом узнали. Ни с кем не борются. Разве что Ландо активен. Но, перефразируя Гашека, можно сказать: «Что такое проблемы Ландо по сравнению с мировым кризисом?»

Гламурный танк в болоте

Российская пропагандистская машина, в создание которой было вложено очень много денег и некоторое количество креатива, вряд ли может радовать своих создателей. В сложные моменты этот гламурный танк, вместо того чтобы ездить по мозгам, начинает буксовать.

Впервые это было замечено во время российско-грузинского конфликта: такого количества противоречивой, недостоверной, а то и просто бредовой информации народу ещё не пытались скормить. Можно напомнить некоторые из шедевров: украинские националисты, переодетые в российскую форму, прячущиеся в грузинских лесах; арабы-террористы, воюющие на грузинской стороне, и т. д.

Пришёл кризис. Понятно, что пропагандисты не вольны в выборе основных направлений и тезисов. Их роль – бэк-вокал и подтанцовка. Однако это можно делать с бОльшим тщанием и рвением.

Но вот ведущий разнообразных постельных передач на НТВ Глеб Пьяных помогает Центробанку отбивать атаки на рубль. В постоянных анонсах одной из своих программ он кричит: «Что будем делать, когда рухнет доллар?! Что станет с недвижимостью?!» Кричит так истошно, что решаюсь посмотреть. И что? Пьяных пересказывает запущенную кем-то в Интернет сказку о новой американской валюте – амеро, демонстрирует на весь экран смешные картинки – вроде бы эскизы новых денег. Сюжет длится от силы минуту, можно переходить к рассказу о новых любовниках наших «звёзд». О недвижимости, о том, что с ней станет и когда наконец рухнет доллар, в сюжете – ни слова.

Претендующий на максимальную объективность круглосуточный канал «Вести» любит рассказывать нам об ужасах тамошней жизни. При этом в расчёт не берётся, что любой телезритель, посмотрев сюжет, может задаться вопросом: «А у нас как?»

Пример, не относящийся к теме: рассказ о том, что 20 процентов солдат американской армии страдают ожирением. Нужен комментарий?

Пример на экономическую тему: подробный сюжет о том, как руководители разорившихся английских банков держали ответ перед комиссией Британского казначейства. Банкиры краснели, бледнели, заикались, пересыпали свою речь многочисленными «sorry». Каялись в ошибках, признавали, что деньги вкладчиков пошли на авантюрные слияния и поглощения. Говорили о своих зарплатах и бонусах, называли точные суммы. (Кстати, по нашим меркам, и не такие уж большие – максимум 2 миллиона фунтов стерлингов за год.) И всё это при журналистах, под объективы телекамер.

Конечно, нам невозможно представить, что руководители компаний, чьи долги погашает наше государство, также прилюдно отчитаются о своей экономической политике, расскажут об ошибках, раскроют свои доходы. Но после сюжета госканала посмотреть такой материал очень хочется.