Константин Васильев и Маргарита Прокофьева: Блондинки читают Робски, а бизнесмены – классику
Любопытная вещь выяснилась в ходе нашего разговора с директором книжного магазина Константином Васильевым и продавцом Маргаритой Прокофьевой. Оказалось, что, сколько бы ни пеняли учителя на подрастающее поколение, а деятели культуры на общество в целом за отсутствие интереса к чтению, народ-то читает: и совсем юный, и очень зрелый. Больше того, многие из читающих всё чаще обращаются к классике.
– Книги – довольно дорогое удовольствие. Как пришла идея торговать уценёнными изданиями?
К.В.: Я начал заниматься книгами на самой заре перестройки, когда наблюдался значительней книжный голод. Народ читал всё подряд. Книги брали независимо от цены; собственно, и цена была приемлемой. В условиях, когда книги печатались миллионными тиражами большой армией издательств, должно наступить насыщение книжного рынка. Стало заметнее разделение на так называемых брендовых авторов, которых издательство активно рекламировало, и нераскрученных.
Отличие цен (в пять-десять раз) в тот момент между брендовыми и небрендовыми книгами меня вдохновило. Есть же категория читателей, которая с удовольствием бы почитала, но стоит перед дилеммой: купить дорогую книжку или взять в прокате фильм. Я решил предложить им недорогую книгу.
Опять же, было время, когда я возил новинки. Потом окончательно пришёл к выводу, что моя категория книг должна определяться только одним – низкой ценой. Поэтому мы перешли на вторичную литературу.
– Странное определение для книг – вторичность.
К.В.: Вторичные книги – это те, после выпуска которых прошло какое-то время. И они уже не считаются новинками. Любое издательство, гонясь за прибылью, нередко выпускает книги завышенным тиражом. Или при успешной продаже первого тиража издательство печатает дополнительный, а он уже не «пошёл». Образуются остатки. Или другой вариант: издательство принимает решение изменить обложку, сделать поярче или посовременней, книги в предыдущем оформлении уценяются.
Так и живём.
– Выгодный бизнес?
К.В.: Я бы не сказал. Здесь много подводных камней. Иногда приходится брать хорошие книги с нагрузкой, которая непродаваема ни по какой цене. А я поставлен в очень жёсткие условия: у меня нет права вернуть назад ни одну книжку, даже если есть масса справедливых претензий – типографский брак, нехватка страниц. Так что это скромный бизнес. Был бы большой доход, разве бы я сидел в подвале?
– Владелец, продавец книжного магазина должен быть начитанным человеком?
К.В.: А как же? Если бы я не любил читать, неужели бы взялся за это дело? По профессии я химик, окончил саратовский классический университет. Говорят, сейчас химики востребованы, но по нашему поколению перестройка очень сильно прошлась, из моих однокурсников почти никто по профессии не работает. Книги для меня оказались тем делом, которое сочетали в себе и бизнес, и личный интерес.
М.П.: В любом деле необходимо знать свой товар. Если ты продаёшь книги, не читать – это нонсенс. В книжный магазин приходят люди определённого уровня, нельзя же перед ними выглядеть некомпетентным. Покупатели задают вопросы, ты обязан на них отвечать. Я, например, много читаю. Понятно, что все книги прочесть невозможно, но нередко и сами покупатели делятся отзывами, в голове откладываются авторы, сюжеты. В любом случае продавец книжного магазина обязан отличать ту же фантастику от фэнтези.
– Можете нарисовать образ современного читателя? Что, например, читают бизнесмены, блондинки?
М.П.: Блондинки читают Робски, Минаева. Бизнесмены – классику и книги по менеджменту, детективы. Блондинки, кстати, детективы не читают, это сложно для них. А детективы – всё-таки своего рода развлечение для тех, кто любит серьёзную литературу. Постоянным спросом пользуется Донцова. Её, как ни странно, даже мужчины читают, хотя тщательно скрывают эту маленькую слабость. Молодёжь читает очень много исторической литературы – и документальной, и художественной. Наиболее продвинутые молодые люди читают модных авторов – Мураками, Вербера. Даже если им не нравится, они не понимают такую литературу, прочесть её считают обязательным. Чтобы быть в курсе, не отстать от времени.
– Какие книги наиболее востребованы?
К.В.: Оценить однозначно книжный рынок невозможно. Он огромен. Сейчас, в связи с кризисом, огромный спрос на книги по экономике. Некоторые отчаянные головы спрашивают «Капитал» Маркса. А для молодёжи учебником номер один по-прежнему остаётся Камасутра.
Опять же, если бы вы этот вопрос задали лет десять назад, я бы сказал, что быстрее раскупаются детективы, сейчас многие спрашивают классику.
– Да вы что? Кстати, недавно Институт глобализации социальных движений сделал прогноз, что 30–45 процентов книжных магазинов в связи с кризисом закроются и, кроме того, произойдёт сдвиг читательских предпочтений (отказ от дорогих изданий, поворот к более серьёзной литературе). Вы, получается, уже ощутили, что в воздухе запахло переменами?
К.В.: Вполне возможно, что часть магазинов действительно закроется. Мне вообще кажется, что у нас переизбыток книжных магазинов. Некоторым из них действительно будет сложно выжить, особенно большим сетевым с высокими ценами. Книга не товар первой необходимости, и в условиях кризиса, конечно, приоритет покупок у населения сместится в первую очередь к продуктам, но в то же время цены на аренду помещений вряд ли упадут. Отсюда вывод, что книжному рынку придётся туго.
Можно сделать ещё один прогноз: значительно поднимутся цены на учебную литературу, ведь чтобы продержаться на плаву, книготорговые фирмы будут увеличивать накрутку на «учебку», без которой, увы, не обойтись. Тем более этому «способствует» наше министерство образования, которое методично и с завидной скоростью меняет школьные учебники. Хочется только посочувствовать родителям учеников. Уже не пойдёшь в какой-нибудь развал за дешёвым прошлогодним учебником.
Что же касается серьёзной литературы, то спрос на неё действительно ощущается. Её читают все – начиная от студентов и заканчивая пожилыми людьми. Очень востребована поэзия. А её печатают небольшими тиражами, поэтому в магазин её мало доходит (шутка).
М.П.: Люди стали больше читать, причём на самом деле серьёзной литературы. Мне кажется, это заполняется некий голод. Учитывая то, что по телевидению мы смотрим одни боевики и чернуху, потребность в серьёзном, в глубоких размышлениях о жизни остаётся неудовлетворённой. Человек сам старается заполнить провалы в голове и душе. Обращается к классике. Причём сегодня востребована очень глубокая литература – Достоевский, Чехов.
Кстати, сходная ситуация с историческими книгами. Чаще всего покупают литературу по истории России. Вероятно, в своё время нам настолько неверно преподавали её в школе, что многим людям захотелось, спустя годы, разобраться, что же происходило с нашим государством за всю его историю.
Хотелось бы развенчать и общее мнение о том, что наша молодёжь не читает. Я бы сказала, что молодёжь как раз читает много. Есть такие 15-летние подростки, которые за пояс заткнут любого книголюба. Понятно, что есть и такие, что за учебниками приходят, не зная ни автора, ни издателя. Но это особая категория, их родители тоже, как правило, ищут учебники по следующим распознавательным знакам: «розовый учебник по математике за 6-й класс»…
– Вы кем себя больше ощущаете – своего рода просветителями или людьми, нашедшими своё место в бизнесе?
К.В.: Чаще всего рабсилой – рабочим конвейера. На поток покупателей жаловаться не приходиться. Вот и разбираешь, сортируешь книги каждый день с утра до вечера. Ну а если серьёзно, конечно, есть понимание того, что мы занимаемся полезным делом. Иногда воспитываем вкус, расширяем кругозор. Бывает, человек привык к одному автору. И покупает только его.
Согласен! Когда книга стоит за 200 рэ, не поэкспериментируешь с авторами. А у нас 40. Спрашиваем: а этого автора читали? Попробуйте. Даже если и не понравится, думаю, не сильно подорвёт ваш бюджет.
М.П.: Знаете, есть категория читателей (довольно большая) – люди 40–45 лет, чаще мужчины. Несколько лет подряд они создавали бизнес, все силы отдавали ему. Сейчас бизнес окреп, у них появилось свободное время. И тут они поймали себя на мысли, что у них большой пробел в литературе. Они приходят к нам, объясняют ситуацию, даже к полкам не подходят, потому что современных авторов совсем не знают. Просят помочь.
Мы выясняем вкусы, задаём наводящие вопросы. Что-то вырисовывается. И очень приятно, когда человек возвращается и говорит: спасибо, вы мне в прошлый раз книгу посоветовали, она мне очень понравилась. Таким мужчинам, кстати, очень нравится Улицкая.
– Поколения читателей отличаются?
М.П.: Конечно. Более зрелое поколение ищет в литературе основательность. Новое поколение – сногсшибательность (в сюжете, стиле). Мне кажется, это зависит даже не от возраста, а от того, что ритм жизни сейчас изменился. Стал более стремительным, приходится в чём-то следовать моде, чтобы не отстать от жизни.
– Есть прогнозы, что в ближайшем будущем бумажные версии книг будут вытеснены электронными…
К.В.: – Никогда этого не будет. Что только человечество ни придумывало, а книги оставались. Книга прошла испытание временем. Она вечна.