Строители готовятся к вольнице

Оценить
Но у саморегулирования отрасли есть серьёзные оппоненты

Но у саморегулирования отрасли есть серьёзные оппоненты

В конце января Российский союз строителей и Самарская гильдия строителей пригласили в Самару строительные организации со всего Приволжского федерального округа. Требовалось найти общее решение по вопросам применения 148 федерального закона.

Этот закон принят Государственной думой и подписан президентом РФ в июле 2008 года. Нормы № 148-ФЗ существенно меняют правила игры на строительном рынке. Дело в том, что в соответствии с этим законом с 1 января 2010 года планируется перевести строительную отрасль на принципы саморегулирования. Так что 2009 год может стать последним годом действия государственных лицензий на производство строительных работ. Дальше предполагается отдать присмотр за качеством строительства саморегулируемым организациям. С этим новшеством, грозящим перевернуть устоявшийся рынок строительства, согласны далеко не все. И, скорее всего, наступивший год будет отмечен нешуточной борьбой интересов. Уже сейчас, после Самары, понятно, что победа будет трудной. А впереди ещё несколько не менее жёстких диспутов в нескольких российских регионах.

Задумкам строительных функционеров помешал федеральный министр

Созванная в Самаре общероссийская межрегиональная конференция «Практика, проблемы и перспективы реализации законодательства по формированию системы саморегулирования в строительстве. Антикризисные меры по стабилизации строительного комплекса России» изначально виделась организаторам разговором триумфаторов. Не исключено, что они уже не прочь начать диктовать условия нового расклада региональному правительству. В темах заявленных выступлений чётко была обозначена готовность строительного комплекса перейти к системе саморегулирования, которая поможет «стабилизации строительной отрасли в условиях мирового кризиса». А выступление под названием «Государственная поддержка жилищного строительства» означало уже по сути условия сдачи самарскими властями строительной отрасли на откуп некоммерческому партнёрству самарских строителей.

Все карты строителям попутал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. В своём плотном министерском графике Виктор Фёдорович выделил время для посещения этого первого крупного собрания «триумфаторов».

Министра волнует эффективность госсредств

Так вот, на мероприятие прибывает федеральный министр. Тут закрутилась региональная бюрократическая машина. Местом проведения назначают правительство области, в заседании изъявляет желание принять участие губернатор области, срочным порядком на это мероприятие прибывают руководители региональных исполнительных органов власти в сфере строительства.

Уже после начала конференции, когда её участники ознакомились с повесткой дня, Басаргин предлагает и успешно реализует другую повестку дня. Участники совещания, что называется, из первых рук получают информацию об антикризисных мерах государства в строительной отрасли от руководителей разных направлений министерства регионального развития РФ. И вся эта информация – об ответственности руководителей строительных организаций перед государством за исполнение этих планов. Так как планы эти касаются не только самых незащищённых слоёв населения, но и должны стать толчком к дальнейшему развитию строительного рынка в стране. Главной задачей на 2009 год в строительной отрасли Виктор Фёдорович обозначил восстановление доверия. Все участники строительного рынка, вся цепочка – от производителей строительных материалов до покупателей квартир, включая кредитные учреждения, выдающие ипотечные кредиты, – должны стать друг другу ближе и понятнее.

Министр Басаргин публично заявил, что вложение средств в недвижимость на текущий день является наилучшим способом сохранения своих финансов. Виктор Фёдорович готов гарантировать, что все участники освоения государственных средств, направленных в строительство, выживут в условиях финансового кризиса. Горячие головы борцов за скорейший переход к саморегулированию министр остудил обещанием не вмешиваться в процесс создания СРО, но добавил, что следить за процессом чиновники будут строго и с пристрастием.

Министр настраивает противоборствующие стороны на компромисс

После выступлений работников министерства регионального развития РФ слово было предоставлено руководителям строительных организаций с обязательным выступлением от всех регионов, представленных на конференции. А их было 13.

По каждому выступлению был дан подробнейший ответ или обещано деятельное участие со стороны министра в решении проблем. В выступлениях было затронуто и исполнение № 148-ФЗ. Выступали как сторонники (по большей части крупные предприятия регионов – флагманы отрасли, как говорили в недавнем прошлом), так и противники «уравниловки», устанавливаемой этим законом (это в основном малые предприятия или частные предприниматели).

Было видно, что каждое выступление было услышано. Виктор Фёдорович не скупился на аргументы, чтобы и его услышали. Как федеральный чиновник исполнительной ветви власти, он считает, что есть закон, и этот закон в свой срок должен заработать в полном объёме. Но реальность показывает, что всего учесть нельзя, правки, конечно, возможны, и даже желательны.

При введении саморегулирования у органов власти всегда преобладает государственный подход – максимально полно сохранить и адаптировать к изменениям в законодательстве наработанную ранее базу. Министерство регионального развития РФ видит в федеральном лицензионном центре того беспристрастного от государства арбитра на местах, который постоянно проводит мониторинг ситуации на строительном рынке. Именно лицензионный центр готовил предложения по совершенствованию рынка в интересах государства и в интересах защиты его граждан. И при разрешении возникающих спорных ситуаций никто не лишит центр его веского слова.

Основные различия в подходах понятны министру

На конференции всем было предложено ознакомиться с письмом президента Российского союза строителей В. Н. Забелина. В нём была высказана чёткая позиция крупного строительного бизнеса. «Саморегулируемые организации создаются по закону самими строителями, и вмешательство госструктур в этот процесс законом не предусмотрено… Предложение передать регистрацию СРО (саморегулируемых организаций. – Прим. ред.) в Минрегионразвития мы считаем непродуктивным и несвоевременным… Предложения С. И. Круглика (заместитель министра регионального развития РФ. – Прим. ред.) привлечь ФЛЦ (федеральный лицензионный центр. – Прим. ред.) к этой работе, пусть даже формально, не придавая ему эти функции, для нас строителей неприемлемы. ФЛЦ – это та организация, которая всё время противилась созданию СРО… допускать такую организацию к надзору за СРО нельзя…»

Носители идеи повременить с переходом к саморегуляции строительного рынка вспоминали о том, что всевозможные региональные некоммерческие партнёрства и союзы, особенно в регионах-донорах, всегда ратуют за саморегулирование. Только вот понимают они это однобоко: никакого контроля со стороны государства, дескать, «мы сами с усами». На самом деле эти новоиспечённые представители общественного сектора ратуют за вольницу, а не за свободу. Вольница – это право сильного, «что хочу, то и ворочу», «есть что – давай, и не мешай дело делать». Свобода же в общемировом понимании и понимании руководства нашего государства – это прежде всего ответственность перед заказчиками, причём не под дамокловым мечом всевозможных фискальных государственных органов, а сознательная, самостоятельная, саморегулируемая.