Автотранспортные перипетии
Мэрия разъяснила итоги конкурса на право перевозок пассажиров и багажа
В минувшую субботу в мэрии Саратова глава администрации Вячеслав Сомов, депутаты городской думы и руководители автотранспортных предприятий города встретились, чтобы обсудить и разъяснить журналистам итоги конкурса на право заключения договоров по организации перевозок пассажиров и багажа в Саратове.
В январе конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской думы, представителей профильного комитета мэрии, а также представителей областного министерства транспорта и надзорных органов подвела итоги конкурса по распределению городских маршрутов между перевозчиками. Из 18 претендентов к участию в конкурсе были допущены 17, между которыми и была распределена маршрутная сеть.
При этом более 80 процентов маршрутов, по балльным показателям, получили три предприятия – ОАО «Межгородтранс», МУПП «Саратовгорэлектротранс» и ОАО «Автокомбинат № 2». Между этими перевозчиками были распределены более 80 маршрутов, остальным досталось по 1–2.
С точки зрения депутатов – членов комиссии, существенное сокращение операторов рынка перевозок делает его более структурированным и прозрачным. В соответствии с условиями конкурса после заключения контрактов перевозчики будут обязаны оборудовать автобусы средствами спутникового слежения. Единая система контроля за перевозками позволит городским транспортным службам в режиме реального времени отслеживать количество машин на маршруте, а также соблюдение графика перевозок.
Однако результаты конкурса удовлетворили далеко не всех. Отдельные участники конкурса из тех, кто по каким-либо причинам не были допущены к конкурсу или получили небольшое число маршрутов, предпринимают всяческие попытки его оспорить. В ход пускаются любые средства.
«Обиженные» участники конкурса пытаются убедить общественность Саратова, что у членов комиссии была личная заинтересованность в подобном распределении сети. Хоть подобные предположения и маловероятны – в работе комиссии принимало участие 18 человек, представлявших самые различные структуры и депутатские группы, члены комиссии посчитали необходимым разъяснить ситуацию и объяснить свою позицию.
Депутаты, входящие в комиссию, равно как и глава администрации, уверены, что конкурс был проведён по всем правилам, которые прописаны в положении о проведении конкурса, принятого городской думой. И в том, что есть недовольные, нет ничего удивительного.
По словам члена комиссии, городского депутата Андрея Иващенко, в любом конкурсе будет сторона довольная и недовольная результатами. Комиссия оценивала перевозчиков по балльной системе, плюс – объезды предприятий. У заявившихся перевозчиков были запрошены сведения о состоянии имеющегося в наличии транспорта, объектов инфраструктуры, степени подготовленности обслуживающего персонала. Кроме этого были собраны справки о числящихся за предприятием нарушениях, наличии фактического подвижного состава. Члены конкурсной комиссии проводили обследования предприятий на местах.
На вопрос одного из журналистов «Когда же всё-таки в городе произойдёт уменьшение количества создающих постоянные пробки и нарушающих все правила газелей?» глава администрации Вячеслав Сомов проинформировал, что городская дума приняла решение выделить 50 миллионов рублей на приобретение больших муниципальных автобусов, которые постепенно будут менять на улицах города малые.
Также, по словам Вячеслава Сомова, три предприятия, между которыми были поделены основные городские маршруты, представляют становой хребет транспортной системы города.
Поддержал главу администрации городской депутат Виктор Сафьянов, который упрекнул перевозчиков в излишних амбициях. Депутат считает, что транспортных предприятий должно быть не 20, как сейчас, а не более 7–8. Тогда их работа будет наиболее продуктивна и не будет давать поводов для подобных споров.
Большое недовольство у многих перевозчиков вызывает и само положение, согласно которому был проведён конкурс. Споры о возможности реализовать его на практике шли среди руководителей автопредприятий несколько месяцев. Здесь перевозчиков поддержал гордеп Николай Якимов. Он считает, что положение действительно далеко от совершенства. Но даже его городская дума не могла принять 9 месяцев. И если бы его так и не приняли, конкурс мог бы не состояться. «Лучше работать с такой документацией, чем вообще без неё», – уверен депутат.
Городской парламентарий Виктор Сафьянов согласился с коллегой и сказал, что городская дума обязательно поправит положение и учтёт все недостатки, которые проявляются сейчас. Важность принятия поправок ещё более значима от того, что следующий конкурс будет проводиться не на год, как сегодня, а, вполне вероятно, на три.
Точку зрения некоторых своих коллег высказал Андрей Данилов, председатель гильдии перевозчиков при ТПП. Андрей Валерьевич считает, что комиссии было непросто работать с положением, которое столь далеко от совершенства. И все вопросы, которые возникают у руководителей автотранспортных предприятий, связаны, по мнению Данилова, не с работой комиссии, а с инструментом, которым она пользовалась, – с далёким от совершенства положением. Комиссия работала законно и правильно, уверен предприниматель. И та критика, которая сегодня поступает в адрес конкурсной комиссии, должна быть выслушана и учтена.
Андрей Иващенко добавил, что согласно конкурсной документации для обжалования решения комиссии предусмотрено 20 дней. Кроме того, по 18 лотам конкурс был признан несостоявшимся, поэтому в администрации ждут предложения от всех желающих по обслуживанию оставшихся маршрутов.