Бренды взяты под прокурорский надзор

Оценить
Саратовских предпринимателей начали наказывать за незаконное использование товарных знаков

Саратовских предпринимателей начали наказывать за незаконное использование товарных знаков

На саратовских предпринимателей в конце 2008 года обрушилась новая напасть. Правоохранительные органы обратили внимание на тот факт, что в городе практически повсеместно, не только в магазинах, но и на уличных прилавках, продаются товары с лейблами всемирно известных торговых марок. Подлинность этих товаров вызвала у правоохранителей сомнения.

Опасность быть привлечённым к ответственности за продажу подделок существовала для предпринимателей всегда. Во всяком случае с того момента, как в силу вступили сначала закон «Отоварныхзнаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г.), а затем статья 14.10 «Незаконное использование товарных знаков» КодексаРФобадминистративныхправонарушениях (КоАПРФ).

Однако в нашем регионе этим нормативным актам особого значения никто не придавал: структуры, призванные следить за их соблюдением, никого в нарушениях не уличали.

Работа правоохранительных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности сводилась к наказаниям (административным или уголовным) за продажу пиратских CD- или же DVD-дисков с аудио- и видеозаписями. Ещё одним направлением работы надзорных органов в сфере соблюдения авторских или смежных прав было выявление фактов использования нелицензионного программного обеспечения и, соответственно, привлечение виновных к административной ответственности.

До недавнего времени иной практики наказаний за нарушения подобного рода в Саратовской области не применялось. И вот теперь, с подачи прокуратуры Кировского района, ситуация может измениться.

«Был соответствующий сигнал»

Сотрудники районной прокуратуры прибегли к так называемой новой судебной практике. Ими были проведены проверки на предмет реализации товаров с незаконным использованием чужих товарных знаков.

Проверяли в основном подлинность лейблов фирм Chanel и Levi’s . Основанием для этого, как нам пояснили, послужил «соответствующий сигнал».

Результатом этих проверок стало возбуждение нескольких административных дел, по трём из которых Арбитражный суд Саратовской области уже в конце 2008 года вынес решения.

Из них следует, например, что саратовские предприниматели К. И. Зекпа и О. И. Щукина реализовывали товары с незаконными лейблами фирмы Chanel. В ходе проверки у одного из предпринимателей были изъяты парфюмерия, косметика, часы и заколки для волос с этим товарным знаком. У другого – кожгалантерея (перчатки, сумки, визитницы, портмоне и прочее) под тем же лейблом.

Ещё одно дело, рассмотренное Арбитражным судом, касалось продажи джинсовой одежды со значком фирмы Levi’s. В ходе проверки у одного из предпринимателей была изъята партия мужских джинсов модели № 630 фирмы Levi’s. Согласно заключению российского представительства этой компании, модель № 630 на территорию нашей страны не завозилась и не завозится, что уже само по себе доказывает контрафактность изъятого товара.

Все бизнесмены получили наказание в виде штрафов в размере 10 тысяч рублей (минимальная сумма за данное преступление) с конфискацией товаров, на которых красовались товарные знаки Chanel и Levi’s.

Ещё один саратовский предприниматель был наказан рублём за незаконное использование фирменного значка производителя автомобиля «Волга» – компании «Группа ГАЗ». Компания считает нарушением своих исключительных прав, когда кто-то без разрешения использует её знак, изображающий бегущего оленя. С каждого желающего употребить этот значок в своих целях «Группа ГАЗ» требует по 16 тысяч рублей ежегодно.

Чаще всего права «Группы ГАЗ» в этом вопросе нарушают владельцы магазинов, торгующих запчастями для разных марок автомобилей. Ассортимент имеющегося товара как правило иллюстрируется фирменными значками производителей – и «бегущими оленями», и «плывущими ладьями».

Международные контакты районной прокуратуры

Об особенностях новой для Саратова судебной практики и эффективности принимаемых мер в сфере борьбы за сохранение интеллектуальной собственности «Газете недели» рассказал юрист второго класса, помощник прокурора Кировского района Максим Барулин.

По его словам, всем правоохранительным органам, конечно, давно было известно, как любят недобросовестные предприниматели пользоваться чужими товарными знаками для развития своего торгового бизнеса. Однако возможностей привлечь их к ответственности у органов было не так уж много. Чтобы выявить факт реализации подделки, необходимо провести ряд соответствующих экспертиз и исследований, аккредитовать определённое учреждение на проведение этих процедур и иметь на руках заявление от заинтересованного в этом процессе лица.

Учитывая тот факт, что подделывают в России товары в основном крупных зарубежных марок, наладить взаимосвязь с их правообладателями, находящимися в других странах, не всегда представлялось возможным. Сегодня, благодаря тому что большинство этих компаний уже открыли свои представительства в Российской Федерации, устанавливать контакты стало легче. И работа вроде бы пошла.

С саратовской прокуратурой уже сотрудничают представительства компаний Chanel и Levi’s. Именно благодаря их содействию были возбуждены административные дела по факту реализации псевдопродукции этих фирм.

Представительства Chanel и Levi’s сами провели необходимые исследования и выдали заключения о контрафактности продукции, которая была изъята у саратовских предпринимателей.

Сейчас прокуратура Кировского района договаривается о сотрудничестве с ещё несколькими крупными компаниями-правобладателями торговых знаков, представленных на рынке в нашем регионе. По словам Барулина, в ближайшем будущем будут проведены проверки товаров под маркой NafNaf, Procter&Gamble, Nokia и др.

За контрафактом далеко ходить не надо

– Принято считать, что нарушения, о которых идёт речь, встречаются в основном на рынках. Хотя, как показывает практика, далеко за контрафактом ходить не обязательно. Подделки продукции известных фирм часто встречаются и в магазинах, – рассказывает Максим Барулин. – В нашем Кировском районе сосредоточено огромное количество рынков. Может быть, поэтому сотрудникам районной прокуратуры первым пришло в голову обратить внимание на подделки.

Нашу идею одобрили в прокуратуре Саратовской области и даже решили внедрять эту практику по всей территории региона. Сейчас облпрокуратура занимается разработкой методических рекомендаций по её распространению в области.

Это очень важно, потому что реализация товаров с чужими товарными знаками – другими словами, подделок – вредит не только компаниям-правообладателям, но и зачастую здоровью тех людей, которые эти товары приобретают. Контрафактный товар в любом случае изготавливается с нарушением многих норм и правил, и санитарных в том числе.

Другой немаловажный факт в том, что при заключении договоров на лицензионное использование того или иного товарного знака предприниматели и компании-правообладатели платят определённые налоги, пошлины и т. п. А если этого не делается, то страдает экономика города, региона и страны в целом.

Что касается штрафов, то, на наш взгляд, эта мера может оказаться вполне эффективной. 10 тысяч рублей, на которые сейчас оштрафовали предпринимателей, это минимальная сумма взыскания за данное правонарушение.

Смягчающим обстоятельством для суда явилось то, что к административной ответственности бизнесмены были привлечены впервые. Последующее нарушение закона в этой области грозит штрафом уже в 20 тысяч рублей.

Кроме того, существует такой порядок, как «взыскание упущенной выгоды». То есть правообладатель товарного знака может самостоятельно подать в суд на того предпринимателя, который пользовался знаком незаконно, и потребовать от него выплаты той суммы «упущенной выгоды», которую сочтёт нужным. Неопровержимым доказательством вины предпринимателя в этом случае служит решение о наложении штрафа, выданное ранее Арбитражным судом.