Марш, марш вперёд, инфантильный дедушка!
Этапы большого пути одной из коммунистических партий сегодняшней России
Если кто помнит, то лихие 90-е начались с запрета КПСС. Была отменена 6-я статья тогдашней конституции, в которой говорилось о руководящей и направляющей роли партии. Не исключено, конечно, что скоро эта статья возвратится в нынешний вариант основного закона страны, правда, партия будет уже иная. Впрочем, «Единой России» это не обязательно, поскольку она без грамма сомнения объявляет бюджетные вливания в ту или иную отрасль проектом партии. И верит в это сама. Не говоря уже о жителях страны.
Но мы не об этом. Мы о том, как появилась на свет Коммунистическая партия Российской Федерации. Точнее, её региональное отделение в Саратовской области.
До основанья, а затем...
Итак, в 1991 году КПСС запретили, партработников изгнали из нескромных зданий райкомов-горкомов-обкомов. В это время случился разгул необузданной демократии. Не обошлось без сопутствующих этому делу бесследного исчезновения некоторого имущества и прочих небезупречных действий.
Например, доморощенные саратовские демократы решили, что золото КПСС лежит именно в обкомовском сейфе. Они распилили-таки стальной ящик с 20-сантиметровыми стенками. И страшно огорчились, обнаружив в нём исключительно учётные карточки. А один известный и ныне демократ невероятно гордился, что умыкнул со стола секретаря обкома папку с зажимом. В те времена и с канцтоварами был сильный напряг.
Немногим позже постановлением Конституционного суда решение о запрете деятельности партии было признано незаконным. Но зданий партии не вернули. Потому что туда успели заселить суды. С судами, извините за тавтологию, никто судиться не стал, что не удивительно. Хотя, как говорят знающие люди, столь шикарный подарок суды получили только в Саратовской области и ещё двух-трёх регионах. В других местах властные особняки отошли к власти. Только действующей.
Короче, после событий 1991 года от КПСС не осталось ничего. И получается, что созданная в начале 1993 года КПРФ появилась на пустом месте. Имеется в виду материальная база. Потому что идейно-идеологическая и ресурсная составляющая были в наличии.
Под ресурсами мы подразумеваем людей. Тех, которые не отказались от заветов Ильича и прочих коммунистических идей. По большому счёту в те времена коммунистами считаться было не просто непопулярно, а и небезопасно. Но настоящие буйные случались и в КПСС (интересно, есть ли такие в нынешней партии власти?).
Так вот, некоторые идейно стойкие сторонники коммунизма продолжали работать и влились в ряды разрешённой Российской коммунистической рабочей партии (РКРП). Тогда региональное отделение её возглавлял Николай Солдатов. Некоторые попробовали себя в бизнесе, некоторые продолжали трудиться на живых ещё предприятиях.
В феврале 1993 года была зарегистрирована КПРФ (так что сегодня это одна из старейших политических партий постсоветской России). Соответственно, тут же появилось её региональное отделение в Саратовской области.
Саратовский обком партии возглавил Валерий Рашкин, который в больших партийных чинах до этого не числился, так – парторг на заводе «Корпус».
Что касается больших партийных начальников, то отсутствие их кандидатур было связано с очень банальной причиной – летом 1991 года, в критический для КПСС момент, они все судорожно отправились в отпуск, заболели или иным образом исчезли из области. Не был исключением и Константин Муренин, тогдашний первый секретарь обкома КПСС. За что, собственно, и поплатился.
На учредительной конференции регионального отделения КПРФ Константина Платоновича «прокатили», хотя его кандидатуру поддерживали очень уважаемые люди вроде Ивана Германа, возглавлявшего в те времена экономический институт. Кстати, именно Иван Михайлович предоставил для проведения учредительной конференции аудиторию своего вуза. В то время это было примером гражданского мужества.
А Валерий Рашкин оказанное ему доверие оправдал, объехав за полгода на своей «четвёрке» всю область и восстановив в большинстве районов партийные первички.
Красные в думах
Первым испытанием новорождённой партии стали выборы в Госдуму образца 1993 года.
Нашу область в думе первого созыва представлял Анатолий Гордеев. Кстати, в 1996 году Анатолий Николаевич не побоялся выдвинуть свою кандидатуру в альтернативу сверхпопулярному тогда Дмитрию Аяцкову на губернаторских выборах.
После трёхлетнего депутатства Гордеев не вернулся в родные пенаты. Он предпринял вторую, неудачную попытку пройти в Госдуму. Тогда на пути у него встал Дмитрий Аяцков, который предложил баллотироваться уроженцу области и очень популярному тогда боевому генералу Борису Громову. И, понятно, оказал ему всяческую поддержку, приведшую к победе.
Хотя, если разобраться, Анатолий Гордеев не был истовым, ортодоксальным коммунистом. Просто флаг компартии был для него самым оптимальным пропуском в столицу. А уж личного обаяния и энергии ему было не занимать. Сегодня Анатолий Гордеев руководит одним из подразделений Счётной палаты РФ.
В 1994 году в Саратовской области произошли выборы в областную думу. Это был первый созыв регионального законодательного собрания. Выборы проводились по смешанной системе. Коммунисты из КПРФ шли в блоке с коммунистами из РКРП, женщинами и ветеранами.
В думу прошли: по списку – Владимир Шмаков, по одномандатным округам – Валерий Рашкин и Виктор Малютин. Валерий Рашкин стал вице-спикером думы, Владимир Шмаков возглавил бюджетный комитет.
Ольга Алимова тогда представляла коммунистов в областной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Причём настолько рьяно, что на следующий срок, в нарушение всех законов, депутаты заблокировали её кандидатуру. В избиркоме Ольга Николаевна работала на неосвобождённой основе, а деньги зарабатывала в областной думе, занимая должность заместителя начальника отдела по работе с местными органами самоуправления. Сергей Афанасьев тоже трудился в думе, руководя аппаратом Рашкина.
В Госдуму второго созыва в 1995 году попали саратовские коммунисты Зоя Ойкина, Александр Максаков, Олег Миронов, Вячеслав Михайлов. Из этой компании хорошо известен Олег Миронов, который стал первым уполномоченным по правам человека в России.
С областным законодательным собранием в 1997 году ничего не получилось. В области заправлял балом всемогущий Аяцков, без ведома которого по региону и мышь не проскакивала. Не говоря уже о коммунистах Рашкине, Афанасьеве, Малютине и Алимовой. Ольга Николаевна, кстати, из-за участия в выборах потеряла работу. Как тогда объяснили в думе неистовой коммунистке, «потому что не согласовала». Но Алимова не была бы Алимовой, если бы не добилась справедливости. Ровно через год суд восстановил её на работе. После чего Ольга Николаевна с удовольствием написала заявление об уходе.
Дальше жизнь понеслась стремительно. Коммунисты обеспечивали своё представительство повсеместно.
В1999 году Рашкин и Афанасьев избрались в Госдуму по одномандатным округам.
В 2001 году в гордуму Саратова прошли Василий Грякалов, Геннадий Турунтаев и Виктор Сафьянов. Ольга Алимова после 9 месяцев избирательной кампании в 2002 году прорвалась-таки в облдуму третьего созыва.
В 2003 году Рашкин повторно избрался в федеральное заксобрание.
В 2006 году в гордуму Саратова прошли Афанасьев, Турунтаев, Сафьянов, а также Андрей Карасёв, Лев Бейлин, Александр Гришанцов.
Годом позже Афанасьева, который вместе с Алимовой прошёл в законодательное собрание области, в гордуме заменил молодой Тимур Коньков. В этом же, 2007 году Рашкин стал депутатом Госдумы третий раз.
Не корысти ради
Однажды Ольга Алимова в разговоре с одним важным чиновником в запале бросила: «Посмотрю я на вас, когда вы будете в оппозиции». Ответ её здорово удивил: «Мы не будем в оппозиции, а плавно перейдём в партию власти». Ольга Николаевна удивилась: «А как же ваши идейные соображения?» Чиновник отвечать не стал, просто посмотрел на Алимову с удивлённым сожалением.
Всё это рассказывается к тому, что нынче в КПРФ народ идёт не за местами и перспективами, а из-за наивной веры в социальную справедливость. И убеждённости в том, что эту самую справедливость можно завоевать, добиться. Не факт, что это утверждение можно отнести и к федеральным парткомбоссам, а на региональном уровне это, скорее всего, так.
Наверное, именно поэтому коммунистам не свойственна внутрипартийная грызня. Вот уже 15 лет обком партии возглавляет Рашкин. Верными, неизменными и незаменимыми соратниками у него – Алимова и Афанасьев. Тихие, но упорные городские депутаты Турунтаев и Сафьянов долгие годы упрямо гнут линию партии на представительной площадке областного центра.
Не очень стремятся коммунисты занять место рядом с более высокопоставленным парттелом, как это водится в ЕР, не пытаются подвинуть лидера в свою пользу, как это случилось в СР. Просто тянут тихонько свой воз. Не очень результативно, но очень настойчиво.
Да, сегодня у коммунистов сильно постаревший и поредевший электорат. Можно сказать, что сторонники КПРФ голосуют не за идеи, призывы или, как нынче модно говорить, тренды. Они голосуют против изменений, происходящих в стране, они голосуют за возврат к прошлому. Но не потому, что тогда было хорошо и сытно. Просто тогда они были молоды. Этакие пожилые инфантилы.
Впрочем, сегодня у коммунистов есть шанс. Да, сегодня их не пускают на экраны телевизоров и страницы газет. До некоторых пор народу было глубоко начхать на то, что пишут и говорят большие начальники. Все были сыты и одеты. Да и социалистическая риторика всем поднадоела. Но сейчас этой поднадоевшей риторикой овладела другая партия власти. Вот если бы КПРФ придумала что-нибудь новенькое. Ситуация-то изменилась...