Вторая будет третьей
Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» был принят в октябре 1998 года. С тех пор правки в него вносились трижды.
Требований, предъявляемых к кандидату в уполномоченные, немного. Ему должно быть не менее 35 лет. Помимо стандартного набора – «гражданин России», «житель Саратовской области» – выдвиженец «должен обладать высокими моральными качествами и пользоваться доверием общественности», а также «иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт правозащитной деятельности».
Занимать должность уполномоченного (срок его службы составляет пять лет) более двух раз не положено. Закон гласит, что деятельность омбудсмена независима и неподотчётна каким-либо госорганам области и их должностным лицам.
Правозащитника выбирают депутаты областной думы. Самовыдвижение на пост омбудсмена не предусмотрено. Голосование проходит тайно. Кандидатуры на должность вносятся губернатором или региональными законодателями.
Омбудсмен имеет право рассматривать жалобы на решения, действия или бездействие государственных органов области, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. А вот разбирательства с жалобами на постановления облдумы в его компетенцию не входят.
Первопроходец саратовского института уполномоченного по правам человека Александр Ландо занимал до этого кресло председателя комиссии по правам человека при облправительстве. Сменившая его через пять лет Нина Лукашова была до этого работницей областной прокуратуры и на политическом небосклоне мелькнула только один раз, когда пыталась стать депутатом областной думы от Заводского района.
Выборы первого правозащитника 10 лет назад были альтернативным: с Ландо, чья кандидатура была предложена губернатором Дмитрием Аяцковым, состязался Игорь Игнаткин – помощник народного избранника Вячеслава Мальцева, им же и выдвинутый. Ландо получил 18 голосов из 29 бюллетеней, признанных действительными, Игнаткин – 8. Двое депутатов высказались против обоих выдвиженцев.
А 5 лет назад у Лукашовой, кандидатура которой была предложена областным депутатом Владимиром Капкаевым, конкурентов не было. На этот раз Аяцков своих претендентов не предлагал, а депутаты больше никого в список не внесли. За Лукашову свои голоса отдали 27 парламентариев, против проголосовал лишь один.
Причиной так называемой отставки Ландо, под которого, как поговаривают, должность уполномоченного и создавалась, называли натянутые отношения с областной прокуратурой, сотрудник которой в итоге и занял правозащитное кресло. Сам же правозащитник тогда отзывался о своей сопернице категорично, объясняя это тем, что менталитет у сотрудников прокуратуры обвинительный.
Третьи выборы уполномоченного опять будут безальтернативными. Единственным кандидатом на пост снова выдвинута Нина Лукашова. В январском эфире радиостанции «Эхо Москвы» омбудсвумен выражала надежду, что руководство области найдёт ей достойную замену. На комитете же облдумы по госстроительству, где депутаты поддержали креатуру губернатора, она пообещала: «Я не подведу».
Накануне выборов уполномоченного мы задали известному саратовскому правозащитнику и двум депутатам три вопроса.
1. На что уполномоченный по правам человека должен обратить внимание на очередном этапе своей работы?
2. Каким должен быть уполномоченный и соответствует ли Лукашова данным требованиям?
3. Есть ли более достойный кандидат на эту должность?
Александр Никитин, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность»:
1. Нужно в полной мере использовать уже полученный опыт. Безусловно, очень важно, чтобы она приняла к сведению критику правозащитника Григория Ахтырко, который неоднократно и публично заявлял, что Лукашова должна чаще бывать в районах. Чтобы связь с населением была двухсторонней, общественные уполномоченные должны быть в каждом районе.
Необходимо, чтобы деятельность Лукашовой в большей степени была направлена не на исправление допущенных нарушений, а на их недопущение. Чтобы она перенесла упор с помощи конкретному человеку на проблему правоприменительной практики государственных муниципальных органов.
2. Безусловно, Лукашова соответствует всем требованиям, предъявляемым к уполномоченному. Среди своих коллег из других регионов она выглядит достаточно привлекательно. Хотелось бы, чтобы она получила статус лучшего в РФ. Таким был, с моей точки зрения, Александр Ландо. Пока Лукашова ему уступает.
3. Считаю, что выбор людей, которые могут занять указанную должность, определяется отнюдь не их достоинствами. С учётом того, что представляет из себя наш губернатор, правоохранительная система, прокуратура, судебная власть, областная дума, шансами быть избранной на указанную должность обладает только Нина Фёдоровна.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы от ЕР:
1. Я могу сказать, что удовлетворён работой Нины Фёдоровны Лукашовой. Мы тесно сотрудничали всё это время. Даже по её отчётам видно, что половина обращений связана с нарушением прав в жилищной сфере – как при предоставлении жилых помещений, так и при их обслуживании. Минимум две трети вопросов, которыми мы занимались вместе, были решены. Зная примерный процент решения всех вопросов, считаю, что это очень хороший показатель. Я уверен, что она знает все больные места, имеющиеся в области. Ей просто нужно и дальше совершенствовать свой опыт.
2. Нина Фёдоровнанаходится на своём месте, потому что как работник прокуратуры она блестяще знает законодательство. У неё, на мой взгляд, неплохой аппарат. Поэтому считаю, что Лукашова требованиям к уполномоченному соответствует.
3. Конечно, можно поспорить на этот счёт. Ну, во-первых, что такое достойная кандидатура? Это прежде всего порядочный человек, знающий законодательство, умеющий защищать людей и, самое главное, отстаивать свою позицию.
Да, есть Александр Никитин – блестящий правозащитник. Есть тот же Вячеслав Мальцев, с которым я достаточно длительное время в думе работал. Они люди достойные, но в сложившейся ситуации я, конечно, буду поддерживать Нину Фёдоровну.
Сергей Афанасьев, депутат Саратовской областной думы от КПРФ:
1. Прежде всего надо заниматься правами человека в области труда и социальной защиты. Как-то уполномоченные у нас отходят от этого и в основном уделяют внимание убогим и заключённым.
2. Недостатки, естественно, есть у всех, но я буду голосовать за Лукашову. Считаю, что ей нужно побольше боевитости. Плюс уполномоченный не должен ограничиваться только ежегодным докладом о своей деятельности, а чаще появляться в прессе и быть на виду.
3. Более достойные кандидаты, конечно, есть, но в силу определённой политической ситуации об этом говорить нереально.