«В связи с давностью гибели медведей»

Оценить
Контрабандист отделался условными сроками – но в двух государствах

Контрабандист отделался условными сроками – но в двух государствах

Петербургского коммерсанта Владимира Горчинского задержали на железнодорожной станции Достык Республики Казахстан. Таможенники принудительно вскрыли сумки, лежавшие в рундуках под пассажирскими полками купе, и обнаружили две обработанные звериные шкуры. Товароведческая экспертиза оценила трофеи в 326,3 тысячи рублей.

Владелец рассказал, что купил их ещё в 2003 году у жителей Ямало-Ненецкого округа, где был в командировке. Желая поправить своё материальное положение, повёз трофеи на продажу в Алма-Ату (почему именно туда, следствию осталось неизвестным).

Российскую границу пересёк беспрепятственно: заявил таможенникам, что в сумках личные вещи, и контролёры не стали проверять багаж.

Виновным в контрабанде признан бизнесмен из Петербурга, который вёз на продажу в Алма-Ату две шкуры белых медведей (это животное занесено в Красную книгу).

Как рассказал «Газете недели» помощник прокурора Озинского района Андрей Немолькин, по закону белый медведь даже в виде шкуры подпадает под Конвенцию СИТЕС (о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Для вывоза такого товара нужно получить специальное разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а на границе указать «ограниченные к вывозу предметы» в таможенной декларации.

Горчинский три месяца провёл в Казахстане под подпиской о невыезде (где он там жил, неизвестно; гражданам Казахстана, пойманным при подобных обстоятельствах в Озинках, обычно предоставляют районную гостиницу, пребывание в которой можно приравнять к исправительной мере).

Таскалинский районный суд Западно-Казахстанской области приговорил его к двум годам тюрьмы условно. Шкуры конфисковали и обратили в доход государства, то есть продали желающим по среднерыночной цене.

Предпринимателя-контрабандиста судили дважды: сначала в Казахстане нарушителю назначили наказание в виде двух лет лишения свободы условно, затем в Саратовской области вынесли второй – вдвое мягче.

По возвращении на родину путешественника осудили повторно. Как поясняет Андрей Немолькин, это вполне логично, так как гражданин нарушил законы двух государств. Прокуратура размышляла, не стоит ли потребовать с коммерсанта ещё и возмещения ущерба, нанесённого государству, так как РФ лишилась ценных таксидермических изделий. Однако собрать достаточных оснований для такого иска не удалось.

Владимир Горчинский признал вину, ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке (без изучения доказательств) и в последнем слове пообещал больше не совершать подобных поступков.

Как отмечают в прокуратуре, «в связи с давностью гибели медведей было бы затруднительно провести оперативно-розыскные мероприятия» и выяснить, кто на самом деле совершил браконьерство.