Пусть и не «В Яблочко», но зато «В двух шагах»
Первый саратовский бренд правительству спасти не удалось
В ближайшие дни, в конце января – начале февраля, в Саратове появится новая торговая сеть продовольственных товаров под названием «В двух шагах». Ожидается, что эти ростовские супермаркеты сменят ушедшие с рынка магазины «В Яблочко».
«Они всё-таки чужие»
Пока о ростовчанах нам известно немногое.
В прошлом августе ЗАО «В двух шагах» отметило своё пятилетие. Торговая сеть его состоит из более чем 50 универсамов – в основном площадью от 250 кв. м до 1000 кв. м. Большая часть магазинов находится в Ростове и Ростовской области. Несколько универсамов «В двух шагах» есть в Краснодарском крае.
То есть ранее за ростовской компанией особого стремления расширить зону своего присутствия на другие регионы замечено не было. На вопрос, чем обусловлено решение зайти в Саратовскую область, в пресс-службе ЗАО «В двух шагах» нам ответили, что пока сообщить этого не могут.
Министерство инвестиционной политики Саратовской области, как пояснила нам заместитель министра Гелена Алексеева, ростовскую розничную сеть в область не приглашало и ничего о ней пока не знает.
Более осведомлённым оказался начальник управления развития потребительского рынка областного министерства экономического развития и торговли Пётр Иванченко. «Ростовская сеть – сеть федеральная, – сообщил он, – значит, они присутствуют в других городах. В Саратов они входят впервые. Эта торговая сеть того же класса, что и наша «В Яблочко».
По словам Иванченко, хотя все участники этого рынка играют по одним правилам, пока не известно, как будут ростовчане работать в нашем городе: «Мы с ними ещё не общались, хотя представители компании на днях приезжали в Саратов».
В частности чиновника беспокоит то, что сеть «В Яблочко» работала с продукцией местных товаропроизводителей, а захотят ли ростовские предприниматели придерживаться того же принципа, ещё не ясно.
«И потом, они всё-таки чужие. Часть вырученных магазинами средств будет уходить в головной офис в другой регион. Все эти моменты, конечно, определённые опасения вызывают», – пояснил начальник управления развития потребительского рынка.
Пётр Иванченко выразил также сомнения в том, что ростовские универсамы разместятся именно в тех помещениях, где раньше находились магазины «В Яблочко». У саратовской торговой сети 90 процентов площадей были арендованными. «Вот если захочет арендодатель впустить в свои помещения магазины «В двух шагах», значит, они заменят «В Яблочко» буквально, если нет, то будет какой-нибудь другой магазин», – считает чиновник.
В сложившейся ситуации у областного правительства и в частности министерства экономического развития региона, как заявил наш собеседник, есть две первоочерёдные задачи.
Первая – быстрое восстановление «под любым брендом» сети продовольственных магазинов на привычных для жителей местах.
Вторая – трудоустройство людей, ранее работавших в магазинах сети «В Яблочко».
Чересчур широко шагали
По оценке экспертов, сеть «В Яблочко» занимала около 25 процентов рынка продовольственной розничной торговли в регионе, и занято в ней было порядка двух тысяч человек.
Напомним, что 44 магазина «В Яблочко» и 9 магазинов «Смарткауфф», тоже принадлежавшие торговому дому «ЛИА-Лев», окончательно прекратили свою работу в начале января.
Как пояснил газете «Коммерсантъ» владелец сетей Лев Съёмщиков, причиной для этого послужили действия банков, потребовавших досрочного возврата кредитов. В числе кредиторов компании «ЛИА-Лев» значились банки Зенит, Орг-рэсбанк, Промсвязьбанк и Русский Банк Развития.
«Когда разразился финансовый кризис, кредитные организации, испытывавшие трудности с ликвидностью, стали забирать нашу инкассированную выручку в счёт погашения долгов по кредитам, – сообщил Лев Съёмщиков «Коммерсанту». – Компании фактически не оставалось средств для расчётов с поставщиками, компания осталась без оборотных средств, а банки за счёт изъятых денег, без предупреждения, стали решать свои проблемы».
Переговоры с банкирами о возвращении этих средств и попытка перекредитоваться в других банках под залог недвижимости результата не принесли. А постоянное изъятие банками выручки из оборота не позволило торговому дому «ЛИА-Лев» рассчитаться ни с самими банками, ни с поставщиками продукции, которые в свою очередь прекратили поставки.
В региональном министерстве экономического развития считают, что определённые ошибки, приведшие в конечном итоге к ликвидации розничных магазинов саратовской компании, были допущены непосредственно её руководством. Чиновники полагают, что «ЛИА-Лев» «чересчур широко шагал», пытаясь параллельно развивать две сети – «В Яблочко» и «Смарткауфф».
Начальник управления развития потребительского рынка Пётр Иванченко не согласен со своим профильным министром Александром Ульяновым, полагающим, что «как сеть «В Яблочко» ещё не умерла». Иванченко уверен, что восстановить «В Яблочко» уже не удастся. «К сожалению, первый саратовский бренд нам спасти не удалось», – резюмировал он.
P. S.
По большому счёту для горожан не так уж принципиально, как будет называться продуктовый магазин. Главное, чтобы находился он на привычном месте, располагал необходимым ассортиментом качественных товаров и предлагал их по приемлемым ценам. Справится ли с этой несложной задачей ростовская сеть «В двух шагах», «Газета недели» вместе с горожанами оценит позже.