Десятирублёвая неизбежность
Проезд в автобусах и маршрутках подорожал, на очереди – трамваи и троллейбусы
Третьего января стоимость проезда в саратовских автобусах повысилась с 8 до 10 рублей, в маршрутках – с 10 до 12 рублей. Проезд на маршрутах Саратов – Энгельс теперь также обходится в 12 рублей. Эти тарифы определены постановлением правительства Саратовской области от 22 декабря 2008 года.
Никакие снижения цен на нефть, а следовательно, и на ГСМ, не останавливают удорожание автоперевозок. По мнению министра по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергея Шейкина, тот факт, что цены на топливо существенно снизились, и не должен отражаться на стоимости проезда.
Сегодняшнее снижение цен на ГСМ, объясняет министр, происходит относительно «неоправданного скачка цен», случившегося минувшей весной. При этом цены на проезд в общественном транспорте в 2008 году закладывались из расчёта стоимости горючего в 16 рублей за литр. К весне прошлого года реальные цены взлетели до 30 рублей. Поэтому нынешнее снижение – «капля в море».
Профильный министр предпочитает вообще меньше говорить о колебаниях цены ГСМ. Областное правительство экономически оправдывает повышение тарифов увеличением стоимости запасных частей, а также необходимостью роста заработной платы работников автотранспортной отрасли.
Областная прокуратура начала проверку законности повышения автотранспортных тарифов. Как объяснил редакции старший помощник прокурора Олег Петров, проверка нормативных документов в регионах носит массовый характер и проводится в соответствии с приказом генпрокурора. Городская прокуратура проверяет муниципальные нормативно-правовые акты, областная, соответственно, региональные.
По словам Олега Петрова, на проверку отведено 30 дней. По итогам этого срока прокуратура должна вынести решение о законности или незаконности постановления. Предварительных данных до завершения проверки работники прокуратуры не оглашают.
Вероятнее всего, стоимость проезда повысится и на городском электротранспорте. Но если цену билета в автотранспорте регулирует региональная власть, то решить, повышать цену на проезд в трамваях и троллейбусах или нет, предстоит саратовским городским депутатам.
Пока вышеуказанным постановлением региональное правительство рекомендовало органам местного самоуправления максимальную цену перевозки 10 рублей. Теперь экономисты МУПП «Саратовгорэлектротранс» совместно с комитетом по экономике администрации города готовят документы, доказывающие необходимость повышения тарифов.
Павел Кузнецов, заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс»:
– Тарифы будут повышены обязательно. Это обусловлено общей экономической ситуацией, в первую очередь повышением цен. Но мы, как предприятие, не заинтересованы в повышении тарифов. Для нас было бы оптимальным уложиться в минимум. К сожалению, мы мало продаём и много покупаем. А расходы при этом увеличиваются: обновление и ремонт транспорта, рост заработных плат, увеличение стоимости электроэнергии.
Несмотря на принятие № 122-ФЗ, более 50 процентов наших пассажиров – льготники. Проездной билет на трамвай и троллейбус для граждан стоит 400 рублей. А для социального льготника – 50 рублей, при компенсации из бюджета за них в 150 рублей. То есть за каждого льготника предприятие получает только 200 рублей – половину суммы гражданского проездного билета. Получается, что половину выручки у нас просто отбирают. А если у любого, даже самого процветающего предприятия, отбирать 50 процентов, то выжить оно вряд ли сможет.
Мы не ждём, что нам заплатят столько денег, сколько необходимо для нормальной работы. Но мы должны повышать заработную плату работникам, ремонтировать транспортный парк, платить за электроэнергию, и рост проездных тарифов всё-таки положительно скажется на работе предприятия.
В прошлом году складывалась стабильная экономическая ситуация. Его вообще можно назвать уникальным годом для городского электротранспорта. Было приобретено 23 трамвая и около 60 троллейбусов. Ещё 2–3 года в таком же темпе, и городской транспорт может стать вполне конкурентоспособным. Городская администрация изыскала в 2008 году средства, жизненно необходимые предприятию, и мы обошлись без повышения тарифов. А в этом году повышать цену необходимо было уже с первого января. И 10 рублей за поездку – вполне приемлемая цена. В прошлом году пассажиры ездили в маршрутках за 10 рублей, и ничего – нормально.
С другой стороны, наши пассажиры-льготники как пользовались своими льготами, так и пользуются. Они нам выручки не делают. Непонятно вот только, почему предприятие, которое перевозит льготников, обласканных государством, покупает электроэнергию, как и все остальные? Поскольку никаких льгот для нас не предусмотрено, повышать тарифы нужно. Все расчёты нашими специалистами были сделаны ещё в прошлом году.