Режим экономии для думы: минус пять комитетов
Предложения по оптимизации работы областного законодательного собрания
В начале года принято подводить итоги года минувшего. Чтобы оптимизировать анализ деятельности комитетов Саратовской областной думы, мы, воспользовавшись данными сайта Srd.ru, свели в таблицу законопроекты, подготовленные комитетами к думским заседаниям (включены законы, рассмотренные во втором чтении либо сразу в двух). Во избежание путаницы мы не учитывали участия депутатов в разработке документов.
Количество законов, подготовленных комитетами областной думы
Комитеты/
№ заседания думы
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Итого
По социальной политике
4
2
4
6
-
3
6
11
9
12
13
6
-
12
88
По государственному
строительству
1
5
2
6
-
6
10
10
12
7
8
9
2
2
80
По жилищной политике
3
5
1
3
2
4
9
2
2
4
5
2
-
10
52
По бюджету и налогам
4
4
1
3
1
3
1
7
5
2
2
1
1
2
37
По экономической политике
13
4
2
4
-
5
7
1
7
3
7
6
4
2
65
По местному самоуправлению
1
1
-
1
-
1
1
1
-
3
-
-
-
3
12
По аграрным вопросам
1
-
1
-
1
-
3
1
2
2
1
-
3
-
15
По делам молодёжи и физкультуре
-
-
-
1
-
-
2
1
4
2
1
2
-
2
15
По культуре и информационной политике
-
-
2
-
-
1
1
4
2
2
5
2
-
2
21
По регламенту и организации работы думы
-
-
-
-
-
2
-
-
-
-
-
-
-
-
2
Какие выводы можно сделать из приведённых данных? Наиболее активными оказались комитет по социальной политике и комитет по вопросам государственного строительства. Весьма достойно выглядит и комитет по вопросам экономики, предпринимательству и туризму. Свою немалую долю в урожай областного законотворчества внесли комитеты по строительной, жилищной и коммунальной политике, а также по бюджету и налогам.
В вопросах законодательства самый отстающий комитет по регламенту и организации работы думы. Но его председатель прилагал титанические усилия по созданию и шлифовке нового регламента областной думы, а это дорогого стоит. Но Мавр ведь сделал своё дело?
Может быть, сейчас, когда набирает обороты экономический кризис, стоит подумать об оптимизации нынешней структуры областной думы с её десятью комитетами?
Нам, например, наиболее экономичной кажется структура из пяти комитетов, как это было в начале прошлого, третьего созыва.
С вопросами культуры и физкультуры, вероятно, вполне по силам справиться комитету по социальной политике, если его аппарат усилить сотрудниками этих двух комитетов.
Вопросы местного самоуправления вполне резонно отнести к компетенции комитета по госстроительству.
Сельское хозяйство – это отрасль экономики, и разумно, на взгляд автора, было бы включить аграрные вопросы в ведение комитета по экономике.
Ну а комитет по регламенту, судя по всему, выполнил свою миссию. Чтобы шлифовать регламент, не обязательно держать целый комитет, хоть и руководит аппаратом этого комитета зять его председателя.
Конечно, у депутатов много работы и помимо законотворчества: то нужно перерезать ленточку при запуске нового физкультурно-оздоровительного комплекса, то приходится топтать бурьян перед телекамерами на стройплощадке театра-долгостроя, то на открытии очередного детского сада одаривать наивных ребятишек подарками.
А ещё они лоббируют выделение денег для решения насущных проблем в своих избирательных округах и подведомственных территориях (ремонт школ и больниц, строительство дорог и водопроводов, газификация сёл и проч.). Народные избранники встречаются с избирателями, вникают в их проблемы, оказывают им материальную и другую помощь (при этом, правда, не забывают регулярно увеличивать свою зарплату, но это касается работающих в думе на освобождённой основе, а таких депутатов меньшинство).
Но, чтобы быть активным депутатом, вовсе не обязательно быть председателем комитета. Сокращение нескольких комитетов означало бы сокращение высокооплачиваемых должностей руководителей аппаратов, а рядовыми сотрудниками, получающими в три-четыре раза меньше, можно усилить аппараты оставшихся комитетов.
В других регионах в стремлении урезать расходы бюджета не только сокращают чиновников в исполнительной ветви власти, но и высвобождают депутатов, трудившихся на постоянной, освобождённой основе в областных парламентах, для иных реальных дел.