Памяти тоста
Не знаю, откуда этот тост вошёл в нашу повседневную жизнь. Может, просочился сверху из суперобеспеченной надстройки нашего общества. Может, наоборот, пришёл снизу из разудалого пацанского сообщества. Правда, некоторые знатоки говорят, что вообще это очень древний тост и испокон века он звучал за нашими столами. И даже в каком-то фильме (наверное, «Мимино») его произносил Вахтанг Кикабидзе.
Тост этот звучит так: «Выпьем за здоровье, а всё остальное купим!» Похоже, господа, придётся этим тостом пожертвовать, отложить его до лучших времён. Что-то мне подсказывает, что в наступающем году купить «всё» будет очень затруднительно. По крайней мере для большинства из нас. Ладно бы только этим ограничивались наши потери. Бог с ней, с залихватской здравицей. Собственно говоря, и раньше в этих словах было больше бравады, или, как сейчас принято говорить, понтов.
Купить «всё» могли далеко-далеко не все, а остальным этого только хотелось. Может, и не хотелось, но так приятно было ощущать себя за праздничным столом богатым, могущественным, щедрым. Да, впереди праздники, но большому счёту праздник сытой жизни кончился. Как там было сказано в древней книге: «шли семь тучных коров, за ними семь тощих коров»? Так вот, наши тучные коровы скрылись за горизонтом.
Есть уже немало советов, пожеланий и рекомендаций на наступающие нелёгкие времена. Главный из них – затянуть потуже пояса. А чтобы призыв затянуть пояса звучал не так страшно, появилась на свет теория равных жертв.
Мол, ты, дорогой гражданин, чем-то поступишься, но и олигархи откажутся от чего-нибудь дорогого и очень им нужного. Как пример обычно приводят либо яхту, либо футбольный клуб. Хотя каких-то сообщений о продаже яхт и клубов что-то не звучит. И концерт стареющего Элтона Джона провели на Рублёвке с билетами по полтора миллиона и полным залом.
А теперь посмотрим, что теряют те, кого принято называть нарождающимся российским средним классом. И считать будем не только деньги, хотя и их тоже. Прежде всего именно эту часть нашего общества коснулись или могут коснуться увольнения, безработица. На своей работе они – большей частью клерки, вернее, менеджеры различных сфер деятельности.
Да, работающих непосредственно на производстве «оптимизация кадров» тоже коснётся, но мало кого из них можно по доходам причислить к среднему классу. Равно как и учителей, медиков и других бюджетников. Чиновники – особый разговор.
Можно назвать потери гипотетические: незаключённые договоры ипотеки, невзятые кредиты, отменённые загрантуры. Можно перечислить потери уже реальные: именно этим людям, «тем, кто может позволить себе имеет машину», предоставлено почётное право спасать нашу нефтяную отрасль. Об этом на прямой линии говорил премьер-министр.
Помните, нефть падает в цене, и только высокие цены на бензин могут спасти наши нефтедобывающие компании. Чем занимались эти компании в тучные годы, когда баррель подбирался к 150 долларам, не совсем ясно. По крайней мере подушками безопасности они не обзавелись.
Вспомнив о подушках безопасности, мы таким образом перешли к автомобильным проблемам. И получается, что кроме нефтяных компаний средний класс и приближающиеся к нему граждане должны выручать отечественный автопром. Ещё к реализации этой почётной миссии подключился амурский губернатор Олег Кожемяко.
А кто ещё? Да вроде больше никого. Даже известный воспитатель патриотизма и уважения к начальству – наше телевидение – не смог пожертвовать деньгами и продолжает непатриотично рекламировать «форды», «мерседесы» и «пежо».
Кроме того, средний класс вместе со всем населением должен поддержать наше многострадальное жилищно-коммунальное хозяйство, платя за квартиры по новым, ясное дело, выросшим тарифам.
Да, далековато зашёл наш разговор, начатый, как и положено перед праздником, с тоста. Может, и не стоит расстраиваться, у нас ведь кроме этого тоста есть масса оптимистических пословиц и поговорок.
Типа «Бывает и хуже» или «Не война, перебьёмся». А можно обратиться к классической литературе.
В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» отъявленный бюрократ Камноедов желал подчинённым под Новый год «соответствующих успехов в труде и личной жизни». А что, неплохой тост. Какой будет год – такие и успехи.
Соответствующие.