Добраться до яиц станет труднее,
или Неужели в самом деле всем «газели» надоели?
Не так давно губернатор Павел Ипатов высказался в том плане, что городской транспорт должен быть экологичным, а посему не худо было бы прогнать с городских улиц все маршрутные такси. Все эти надоевшие «газели».
Вдохновило губернатора на это решительное заявление значительное, по его словам, увеличение подвижного состава городского электротранспорта. Да, действительно, трамваи и троллейбусы в уходящем году закупались в немалых количествах. Но значит ли это, что «рогатых» стало намного больше? Вряд ли, ибо новые машины поступали на замену пришедшим в негодность, ведь до этого трамвайно-троллейбусный парк практически не обновлялся.
Предположим, губернатор сдержит слово. Что получится? Возьмём два примера.
Первый – посёлок Юбилейный. Сейчас оттуда можно уехать практически во все концы города. До Предмостовой площади, до центра, до академии права, до вокзала, до политеха, до 3-й Дачной. Наверное, какие-то ещё маршруты забыл. Из автобусов до Юбилейного ходит только «двойка» – из Заводского района. О прокладке туда трамвайных и троллейбусных маршрутов никто из городских чиновников и не заикался.
Посмотрим на ситуацию, если «газели» уберут с улиц. До Крытого рынка, Ильинской площади и дальше, до Заводского района, можно будет добраться пусть и не очень комфортно, зато без пересадок. По всем остальным направлениям – с одной, а то и двумя пересадками.
Аналогичный диагноз – областная больница и микрорайон вокруг неё. О тех временах, когда сюда ходил пятый автобус, мало кто помнит. Зато «газелями» – пожалуйста, по всем направлениям. То же самое можно сказать практически обо всех районах города.
Теперь посчитаем деньги. Одна поездка на маршрутке стоит, как почти всем известно, 10 рублей. Поездка на автобусе – 8. Два раза на автобусе – 16. На автобусе и трамвае-троллейбусе в сумме будет 15. В среднем поездка в один конец вырастет на пятёрку. Две поездки, скажем, с работы и обратно – плюс червонец в день. В итоге обычная семья из трёх человек за месяц вынуждена будет дополнительно тратить около тысячи рублей.
Социальная составляющая. Ещё раз представим, что идея губернатора воплотится в жизнь. Хотя справедливости ради надо сказать, что это не только его предложение – нечто подобное говорил и сити-менеджер Вячеслав Сомов.
Для начала мы получим серию акций протеста. Водители «газелей» – народ боевой, и за свои права они будут биться упорно. Мы можем предположить и митинги, и перекрывание улиц. Положим, их удастся победить. Что получим в итоге? В Саратове 1200 «газелей». Работающих на них в две смены водителей, стало быть, 2400. Прибавляем механиков, диспетчеров, других сотрудников ООО. Выйдет примерно три тысячи потенциальных безработных. Это что, наш вклад в развитие глобального (какого же ещё?) кризиса?
Кризисно-политический аспект. Премьер наш Владимир Путин предлагает как одну из мер по борьбе с кризисом всемерную поддержку отечественного автопрома. А мы, надо думать, будем вместо нижегородских «газелей» покупать китайские автобусы? Не очень-то патриотично, тем более сейчас, когда рецессия стучится в наши ворота.
Никто не станет спорить: водители маршрутных такси далеко не ангелы. И лихачат на дорогах, и работу по вечерам сворачивают раньше графика. Но их ликвидация как класса ни к чему, кроме транспортного коллапса, не приведёт. Наверное, решение проблемы в разумном сочетании всех видов пассажирского транспорта. И потом, если всё-таки страшное случится (надеемся, что этого не будет), как саратовский люд будет добираться на губернаторский рынок?