Депутаты утвердили цифры бюджета Саратова
В городской думе озаботились авторитетом власти
В минувший четверг состоялось очередное, 34-е заседание Саратовской городской думы. Депутаты рассмотрели 15 вопросов. Больше всего спорили по двум из них. Страсти накалились в ходе обсуждения бюджета города на 2009 год. Депутаты чувствовали свою ущемлённость областными властями. Сознание собственного бессилия, невозможности изменить ситуацию обессмысливало конструктивную корректировку прогнозного плана. Но и покорно поднять без дебатов руку в голосовании за было нельзя. Кому-то – по моральным, кому-то – по партийным, кому-то – по материальным соображениям.
Но повестку верстал знающий своё дело аппарат. Последним вопросом было предложено высказать свои претензии к городской администрации. Он и помог депутатам вынырнуть из уныния и набрать в лёгкие побольше бойцовского духа.
Заранее известная дырка в бюджете
Всё нынешнее лето представители городского собрания жили в ожидании очень оптимистических цифр бюджета Саратова. Речь шла о 12 миллиардах рублей в доходной части. К осени стало ясно, что надеждам не сбыться. Ещё до того, как экономический кризис дохнул своим холодным дыханием на оазис Саратовской области, в игру на повышение вмешался министр региональных финансов Александр Ларионов. На согласительной комиссии он озвучил цифры бюджетной обеспеченности Саратова – очень далёкие от тех, что старательно насчитали в своих кабинетах финансовые спецы городской администрации. Говорят, что глава города Олег Грищенко на той комиссии бился за саратовские контрольные цифры отчаянно. И даже сумел доказать министру финансов свою правоту. Но главной для руководителя регионального минфина Ларионова всё-таки осталась команда губернатора. И в бюджет он записал-таки те цифры, с которыми пришёл на согласительную комиссию.
Так что 19 декабря 2008 года депутаты городской думы утверждали абсолютно не удовлетворяющие их цифры бюджета. Объём доходов в нём составляет 8 миллиардов 878 миллионов рублей. Объём расходов – 9 миллиардов 471 миллион рублей. Дефицит – почти 600 миллионов. Это практически предел допустимого Бюджетным кодексом. Дефицит депутаты городского собрания разрешили администрации покрывать банковскими заимствованиями.
Российские банки уже не первый месяц переживают не самые свои лучшие времена. Множество субъективных и объективных факторов влияют на стоимость денег для заёмщиков. Не исключено, что и администрации придётся одалживать у КБ дорогие деньги. Причём гораздо раньше, чем планировалось. Потому как кризис. И полная неизвестность впереди.
Новые дырки вполне могут возникнуть
Кто может сегодня гарантировать доходы бюджета в части НДФЛ? Этот налог в городском кошельке (без учёта межбюджетных трансфертов) составляет более половины доходного объёма. Но для того, чтобы эта половина в кошельке собралась, нужно, чтобы продолжали работать не только все работающие на сегодня предприятия и организации, но и все занятые на них люди. И не просто работать они должны, а вовремя получать свою заработную плату. На процент от которой и рассчитывают городские власти.
Дальше начинаются финансовые тонкости, которые хорошо бы понимать всем горожанам. Налог на доходы физический лиц (НДФЛ) составляет, как известно, 13 процентов. Но не все эти проценты идут в городской бюджет. А только часть. Какая часть остаётся в городе, решает областная дума, которая утверждает цифру с подачи регионального министерства финансов. В 2008 году из собираемых на территории Саратова подоходных налогов бюджету областного центра доставалось 30 процентов. Был уговор, что недостаток денег в городском бюджете покроют дотациями из областного бюджета. На 2009 год уговор изменился. Вместо дотаций область решила оставить Саратову побольше от собираемых на его территории налогов. НДФЛ останется в городе в размере 35,9 процента. Насколько весомыми окажутся эти проценты, мешает понять экономический кризис.
Остальные источники доходов в связи с кризисом тоже выглядят как-то пунктирно. Например, собираемый ЕНВД (единый налог на вменённый доход) область оставила городу на уровне 90 процентов. Но этот налог собирается с работающего малого бизнеса. Причём по заранее установленному вменённому доходу. Будет малый бизнес работать успешно, будет от него 8-процентный вклад в городскую казну. Окажется для малого бизнеса год нерентабельным, вклад в городскую казну останется на том же уровне. Депутаты согласились с тем, что на всякий случай лучше никакого роста от этого налога не ждать. И приравняли прогноз поступления по нему к факту нынешнего года.
Чуть больше 10 процентов составляет в доходной части городского бюджета земельный налог. Он целиком остаётся городу. Но, чтобы избежать ловушки недобора поступлений из-за снижения платёжеспособности граждан и банкротства предприятий, городской администрации придётся очень заинтересованно посмотреть на неоформленную землю. Чтобы расширить поле деятельности. То же самое можно сказать и о налоге на имущество физических лиц. Имущество-то есть у многих, но всё ли обложено налогом и все ли смогут его заплатить в 2009 году – всё-таки вопрос.
Выживание, а вовсе не развитие
С расходной частью, исходя из вышеизложенного, понятно – не разгуляешься. На образование определили почти 4 миллиарда рублей, на здравоохранение – 1,5 миллиарда. На жилищное хозяйство, со всеми капремонтами, смогли выделить 211 миллионов. На вывоз и утилизацию мусора из частного сектора и на технику, которая этот мусор будет убирать, 68 миллионов. 368 миллионов – районам на благоустройство, 300 миллионов – на субсидирование пассажирских перевозок. 87 миллионов Саратовводоканалу на перекладку сетей. 25 миллионов – на расширение дороги на Усть-Курдюм. А дальше уже просто по мелочи. Например, проголосовали за газификацию посёлка Увек стоимостью 380 тысяч.
Так что депутаты раньше других горожан узнали, что Саратову в 2009 году будет трудно сохранить своё лицо даже на сегодняшнем уровне. Особо много новых дорог не увидим. Фонтанами и розами любоваться вряд ли будем. Но депутаты как-то смиренно реагировали на реалии. Даже неугомонная обычно на публике Лариса Абрамова всего однажды в этот раз выступила. С благодарностью. «Спасибо большое, – сказала, – за то, что впервые за десять лет руководства моего предприятием были выделены средства на перекладку сетей, на закупку техники».
«Пожалуйста», – сказал глава города и собрания Олег Грищенко. С такой интонацией – как бы понимая, что вбитые в графы цифры ещё ничего не гарантируют. Но у меня создалось какое-то устойчивое впечатление, что остальные участники собрания предпочитают брать в голову проблемы по факту их возникновения. Живя по принципу «не буди лиха, пока оно тихо». Глава города Олег Грищенко просто-таки пытал любого поднявшегося на трибуну, стараясь добиться оценочного суждения о бюджете. Но ни муниципальные чиновники, ни депутаты с эмоциями не спешили. И вовсе не все выдавили из себя согласие с главой города о том, что это бюджет 2009 года будет бюджетом выживания, а не развития.
Творчески развил тезис главы только депутат Карасёв. Он назвал бюджет кастрированным. И вспомнил кота, «который тоже мяукает, вытягивается, но не выполняет свои функции». Главная бюджетная функция у депутатов-коммунистов одна – социально оберегать малообеспеченных людей. Они и на этом заседании предложили сделать бесплатным проезд ветеранов труда в общественном транспорте и оградить от коммунальных корректировок неимущих. Деньги на эту «подушку безопасности», как сейчас принято говорить, они предлагали взять у сотрудников администрации города. 10 процентов от предполагаемых на обеспечение её работы расходов. А если те же 10 процентов ещё взять из тех денег, что предназначены для городской думы, и три миллиона с избирательной комиссии, то хватит даже на установку приборов учёта в домах, не опекаемых управляющими компаниями.
Докладчик пояснил, что избирком уже лишили части финансирования. А депутат Нестеров предложил коммунистам уйти с оплачиваемой работы в думе и таким образом сэкономить на депутатской зарплате. Все засмеялись. Председатель собрания Олег Грищенко сказал, что готов поддержать коммунистов, если они решатся показательно отказаться от зарплаты, и тоже «уйти с оплаты». Тогда коммунисты предложили экономить на транспорте городской администрации – на эксплуатации автомобилей и на бензине. Тут, видимо, коммунистические лозунги «у одних отобрать – другим раздать» надоело слушать заместителю главы города Геннадию Задкову. И он начал говорить о том, что никаких гарантий по доходам нет. И вместо того, чтобы главу администрации города пересаживать на лошадь, нужно утвердить бюджет. Вскоре и утвердили большинством голосов.
От невнятных слов велено перейти к благим делам
Глава администрации Саратова Вячеслав Сомов был предупреждён о том, что депутаты собираются устроить ему головомойку. Глава города Олег Грищенко накануне отправил ему письмо по решению совета думы с приглашением присутствовать на заседании и ответить на накопившиеся вопросы по теме отвратительного взаимодействия работников администрации с представительным собранием. В письме перечислялись конкретные претензии. Контрольно-счётную палату не устраивало систематическое непредставление финансово-экономических обоснований на решения, отсутствие прогнозов социально-экономических последствий и качество тех документов, что всё-таки доходят до думы. Комиссия по ЖКХ негодовала, что из шести вопросов, запланированных на второе полугодие, удалось рассмотреть на заседании думы только один. Остальные не подготовили в администрации. Комиссия по бюджетно-финансовым вопросам дождалась проекта решения думы о порядке материального обеспечения деятельности муниципалитета в ноябре вместо запланированного марта.
Глава администрации Вячеслав Сомов напомнил обвинителям, что пришёл работать только 16 мая. Что с тех пор стремился принимать адекватные решения, «которые не привели бы к негативным последствиям в дальнейшем».
– Игра слов! – раздалось с ряда, где заседали депутаты-коммунисты.
Глава администрации продолжил. Обещал провести по всем фактам расследование. Его спросили, наказал ли он виноватых и можно ли узнать их фамилии. Глава администрации ответил, что нет ещё. Но наказанные будут.
Ждать каких-то отложенных во времени наказаний, да ещё и с неясной возможностью узнать о них, депутаты не хотели. Вторую атаку провёл заместитель главу города Геннадий Задков. Он рассказал Вячеславу Сомову об инвалиде первой группы, которая 26 лет стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Недавно этот инвалид, в ответ на свою просьбу как-то ускорить движение очереди, получил ответ, гласящий, что её предложение является законодательной инициативой, и для того чтобы принять её к рассмотрению, нужно собрать три тысячи подписей. Даже пересказ этого примера внимательного чтения бумаг, которые доставляются в администрацию, привёл Геннадия Задкова в негодование. Он говорил об авторитете власти. О том, что его нужно завоёвывать у населения. О том, что, когда жители Саратова пишут в администрацию о своих бедах, они чиновников «не в гости приглашают». И что без нормального отношения «к тем, про кого мы говорим, что мы о них заботимся», никакого авторитета не будет.
– Не ошибается только тот, кто ничего не делает, – попытался оправдаться глава администрации. Но депутат Задков сказал, что он не хочет полемики.
Однако полемика всё же случилась. На защиту главы администрации Сомова встал депутат Комаров. Он привёл пример положительных тенденций. По словам депутата Комарова, он ежедневно направляет в администрацию письма с просьбами своих избирателей. И что эти комаровские письма в администрации не только читают, а принимают по ним меры реагирования. И за эти меры избиратели благодарят депутата Комарова. Депутат Иващенко таких убедительных доказательств привести не мог. Он поддержал главу администрации эмоционально. Напомнил, что Вячеслав Леонидович ещё не до конца сделал перестановки и что ему приходится нести ответственность и за прошлые времена, когда он ещё вовсе не работал в администрации.
Даже от этой слабой руки помощи на общем фоне недовольных Вячеслав Сомов приободрился. А окончательно овладев собой, произнёс решительно, что доволен тем, что все накопившиеся к нему претензии высказаны в присутствии всех руководителей подразделений администрации. Но депутаты поверят в эффективность случившегося по воле Олега Грищенко выговора только после того, как увидят фамилии наказанных за недоработки.