Как Белых сделали медведевским
И другие размышления о кадровой политике президента
Недавно ленты информагентств предали огласке весьма любопытную новость, которая несколько деформирует привычную картину российской политической тусовки. Президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул на пост губернатора Кировской области бывшего лидера СПС Никиту Белых. Борис Грызлов спешно сообщил о намерении депутатов от «Единой России», имеющих большинство в региональном заксобрании, поддержать вчерашнего политического конкурента. 18 декабря кандидатуру Белых утвердили. Это далёкое от обыденности решение является неплохим поводом для того, чтобы обсудить кадровые предпочтения главы государства.
Два варианта, оба беспроигрышные – для Кремля
Ситуация незаурядная: нечасто в последнее время убеждённые оппозиционеры становились назначенцами, одобренными на самом высоком уровне.
Эксперты, анализирующие процесс кадровых пертурбаций, привыкли к тому, что именно лояльность служит залогом карьерного взлёта. Желательно также членство в партии власти. Здесь вдруг полномочиями наградили человека, ещё недавно ходившего на «Марши несогласных» и дружившего с несистемными ребятами из «Другой России».
Реакция на превращение Белых в одного из 83 региональных начальников получилась неоднозначной. Одни радовались, вторые обвиняли в продажности. Причём обличителей набралось больше.
Суть их пафоса сводилась к осуждению предпочтений Никиты Юрьевича. Ведь мог этот яркий деятель стать проводником «цветной революции», возглавить вместе с Лимоновым и Каспаровым некое полуподпольное движение, а вместо таких радужных перспектив выбрал чиновничью машину с мигалками.
Собственно говоря, странным данный жест кажется лишь на первый взгляд. Для понимания подоплёки случившегося надо задать один важный вопрос: «Теряет ли Кремль что-то, сажая Белых на Кировскую область?»
Ответ очевиден – нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть основные варианты развития событий: либо Никита Юрьевич справляется со своими обязанностями главы региона, либо терпит полный провал.
В первом случае одним проблемным субъектом РФ с низким уровнем жизни станет меньше, во втором – можно будет спокойно убрать нонконформиста, выдав ему справку о профнепригодности. Да ещё и заказать некоторое количество репортажей в СМИ с общей идеей «На митингах орал громко, но как до дела дошло – осрамился».
В то же время успех регионального топ-менеджерства Белых несколько реабилитирует российских либералов хотя бы в глазах населения отдельной территории. И название одной разновидности политических взглядов они перестанут считать почти матерным ругательством. Стереотипы иногда ломаются.
Несистемность больше не приговор
Назначение Белых дало политическому классу занятный сигнал. Если ваша биография содержит некую несистемную страницу, то сие не свидетельствует об отсутствии у власти заинтересованности в вашем трудоустройстве.
Белых судился с Путиным и его командой в Страсбурге. Обвинял правящие элиты в фальсификации голосований. Жёстко порицал тех людей из СПС, каковые пошли на трансформацию партии в «Правое дело», проект, одобренный в кремлёвских кулуарах. Зато теперь переплюнул их всех, получая пост регионального руководителя из рук Медведева.
Наверное, губернаторство Никиты Юрьевича закономерно. Как минимум потому, что у него за спиной работа в статусе замглавы Пермской области. Получается, что любой другой борец с укладом также может оказаться востребованным. Надо только определить своё место в иерархии. Фрондера ещё не поздно реабилитировать и поставить его на службу государству.
Вдруг следующим окажется Касьянов? Или Милов? Почему нет? Заодно и «Солидарность» ослабляется. В эфире программы «Полный Альбац» на радио «Эхо Москвы» Белых признался, будто Медведев ему лично сказал, что единственным критерием при подборе подчинённых считает их профессионализм. Личная преданность волнует Дмитрия Анатольевича в гораздо меньшей степени.
Либералам – кресло вместо Магадана
Нынешний скачок Белых укладывается в рамки другой особенности президентской практики Медведева. Запад ополчился на Россию за жёсткий отпор Саакашвили. Не понравилось мировому сообществу и изменение российской Конституции. Однако Дмитрий Анатольевич умеет следовать рецептам Николо Макиавелли, пользуясь и кнутом, и пряником.
Сначала глава государства слегка шокирует прогрессивное человечество, бросая на защиту российских граждан 58-ю армию Северо-Кавказского военного округа. Затем поручает региональное властвование человеку из стана оппонентов.
В этот ряд мы имеем полное право записать последнее перемещение Анатолия Чубайса. Монстр 90-х и отец приватизации посажен в кресло ответственного за нанотехнологии. Значит, ему отдана немаловажная часть технологического развития. Вместе с освоением мощных бюджетов.
Кстати, нельзя упускать из виду «Правое дело» с Гозманом, Титовым и Бовтом в качестве лидеров. Медведев одобрил возникновение подобной партийной структуры. Скорее всего, в следующем созыве Государственной думы она будет иметь свои мандаты.
Может, не стоит верить сказкам о крене в сторону диктатуры, коли политики демократических воззрений не истребляются? Им никто не готовит ссылку в Магадан. Напротив, подбрасывают Кировскую область и нанотехнологии.
Друзья молодости – это надолго
Но нельзя упускать и такую существенную подробность кадровой политики Медведева: как и его предшественник, он подтягивает людей, знакомых ему много лет.
Допустим, бывший полпред Приволжского федерального округа Александр Коновалов. Удивительная фигура. Очень религиозный человек в прокурорской форме. С приходом к власти Дмитрия Анатольевича удостоился портфеля министра юстиции РФ. Коновалову прочили нишу Владимира Устинова в бытность последнего генпрокурором. Потом прошли выборы 2008 года, и Коновалов перебрался в Москву. Оба они – и Коновалов, и Медведев – закончили юрфак ЛГУ. Знакомы со студенческих времён.
Схожая история произошла с сокурсником Медведева Николаем Винниченко, экс-руководителем службы судебных приставов. Некоторое время назад скончался полпред в Уральском федеральном округе Пётр Латышев, и его должность перешла к Винниченко.
Из той же когорты вышел шеф контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко, соученик Медведева и его старый товарищ. Служил прежде в юридическом управлении Газпрома.
Нельзя забывать и о председателе Высшего арбитражного суда РФ Антоне Иванове. Молодой питерский юрист, учился в одной группе с Медведевым. Потом вместе с Дмитрием Анатольевичем читал студентам лекции по римскому праву.
Есть ещё и Михаил Тринога – ранее управлявший секретариатом Дмитрия Медведева в аппарате правительства, а ныне обзаведшийся статусом советника главы государства.
Резервы решают всё
Практически сразу после своего избрания Дмитрий Медведев заговорил о кадровом голоде. По его словам, подчас бывает достаточно сложно найти компетентного человека, достойного быть губернатором. Выход из ситуации в понимании Медведева один: конструирование чёткой системы кадрового резерва. Списка наиболее толковых и грамотных лиц.
Дмитрий Анатольевич подписал указ о создании комиссии по кадровой работе. Её возглавил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Подобные инстанции должны появиться и в регионах.
Пока тематика резерва лишь активно обсуждается. Появлялась информация о наличии двух списков резервистов – управленческого и политического. Говорилось о возрастном цензе. Предполагалась ключевая роль региональных лидеров и полпредств в деле отбора кандидатур, отправляемых в резерв.
Многие политологи увязывали создание резерва с желанием Медведева обзавестись личной плеядой управленцев. Впрочем, процесс в известной мере контролируется премьер-министром Путиным. По крайней мере координирующего работу профильной комиссии Нарышкина сведущие люди склонны считать путинским человеком.
Говорилось о намерении властей один из резервных списков отдать в ведение Путина. То есть лишь часть потенциальных кадровых сменщиков будет курироваться Медведевым. Однако тема пока не дошла до стадии открытой реализации. Несмотря на настойчивую рекомендацию Дмитрия Анатольевича ускорить её проработку. Последний раз подобное пожелание высказывалось в ходе встречи с полпредом в ПФО Григорием Рапотой.
Именно Рапота в настоящее время патронирует Малые академии государственного управления. Последним, видимо, уготовано получить непосредственную причастность к кадровому резерву.
Бороды и головы пока не тронут
Таким образом, в глаза бросаются несколько течений. Во-первых, Медведев привлекает некоторых представителей лагеря несистемных и обременяет полномочиями адептов либеральной группировки. Во-вторых, повышение находит людей, известных президенту со студенческой скамьи и предыдущих мест работы. В-третьих, затеян кадровый резерв.
Перемены не столь радикальны, как, например, во времена Петра Великого, когда одних отправляли учиться в Голландию, другим резали бороды, а то и вовсе – головы. Но можно говорить, что они свидетельствуют о стремлении Дмитрия Медведева опираться на качественно иной, нежели сейчас, управленческий аппарат.
В какой мере эти процессы затронут нашу область? Возможно, что некоторые ответы мы узнаем уже в будущем году.