Сергей Лисовский: «Кризис кризисом, а мы уже работаем на 2009 год»

Оценить
В начале года в интервью нашей газете генеральный директор Саратовской газовой компании, Саратовоблгаза и Саратовгаза Сергей Лисовский, говоря о задолженности бюджетов всех уровней перед Газовой компанией, отметил, что бюджеты переполнены. С того вре

В начале года в интервью нашей газете генеральный директор Саратовской газовой компании, Саратовоблгаза и Саратовгаза Сергей Лисовский, говоря о задолженности бюджетов всех уровней перед Газовой компанией, отметил, что бюджеты переполнены. С того времени прошло несколько месяцев, до России докатился мировой финансовый кризис. Как это отразится на газовой отрасли, не возникнет ли проблем с реализацией программы газификации – об этом наш разговор с Сергеем Михайловичем.

– Сергей Михайлович, надо ли полагать, что выплата долгов перед Газовой компанией отодвигается до лучших времён, и каков ваш прогноз на оплату платежей будущего года?

– Надо отметить, что долгов по бюджетам всех уровней сейчас нет. Платежи на будущий год заложены в полном размере. Но появились некоторые тревожные нотки. Дело в том, что, по договорённости со всеми организациями, для стабильной работы бюджетов в первом квартале нового года несколько последних лет в декабре мы выставляли счета-фактуры за данный месяц, хотя это можно было делать до 10 января. В этом году выставить счета-фактуры в декабре нам не удастся. Правительство издало распоряжение о том, чтобы в декабре не платить. Понятно, что и до 10 января оплата за газ произведена не будет. Значит, появится задолженность. Нам придётся принимать соответствующие меры. Может возникнуть ситуация нестабильного обеспечения бюджетной сферы, от чего мы давно уже ушли.

Что касается прогноза на будущий год, здесь всё зависит от наполняемости бюджета. В последнее время мы привыкли к тому, что бюджеты переполнены, а сейчас они принимаются с дефицитом. Не хотелось бы, конечно, возвращаться к временам 90-х – начала 2000-х годов, но всё будет зависеть от того, по какому сценарию пойдёт развитие кризиса.

– В связи с кризисом областные депутаты приняли решение отложить на год исполнение областного закона о возмещении расходов, связанных с газификацией жилых помещений в сельских населённых пунктах. Значит, завершение программы газификации под вопросом?

– Для начала хочу сказать, что в этом году мы сдали в эксплуатацию газопроводы в Вольском, Озинском и Перелюбском районах. Далее реализация программы будет продолжена в Перелюбском районе. Кризис кризисом, а мы уже работаем на 2009 год, обеспечив определённый задел. На некоторых участках уже сварено и уложено по несколько километров газопроводов. Всё это мы делали для того, чтобы избежать авралов, чтобы вводить объекты равномерно в течение всего следующего года.

Но есть обстоятельства, которые могут помешать нашим планам. Надо отметить, что уровень доходов населения в сельских районах очень низкий, и совершенно правильно был инициирован законопроект о возмещении расходов населения на газификацию домовладений. Однако его исполнение отложили. И это очень осложняет ситуацию. Руководство Межрегионгаза уже отметило, что в этом году уровень подключённых домовладений в Саратовской области крайне низкий. Например, в плане-графике синхронизации в посёлке Октябрьский Перелюбского района намечено подключение 276 домовладений, по состоянию на 19 декабря текущего года подключено 130. То есть даже меньше 50-ти процентов. Получается, что продвижения вперёд практически нет. Всё это может привести к тому, что будет принято решение об изменении программы газификации области в связи с невыполнением плана-графика, подписанного и председателем правления Газпрома, и губернатором Саратовской области.

– Как областная власть реагирует на это?

– На днях прошло совещание в министерстве промышленности по вопросу ускорения работ по этому направлению. Но, к сожалению, времени до конца года осталось очень мало. Наши подразделения работают в полную силу, однако не все сельчане могут оплатить выполняемые работы. То есть в любой момент финансирование программы газификации может быть сокращено, как это произошло в ряде областей. Дело в том, что из расчёта полного подключения рассчитывались и мощности газопроводов и диаметры труб.

– Многие крупные российские компании либо уже испытывают влияние кризиса, либо готовятся его испытать в начале следующего года. Правомерно ли было бы говорить о влиянии кризиса на вашу компанию, ведь ваша продукция, насколько мы можем судить, полностью востребована: люди не перестанут меньше пользоваться газом и не начнут отапливать квартиры дровами…

– Действительно, в те же 90-е годы, несмотря на сложную экономическую ситуацию, газ и электроэнергия были востребованы населением. Хотя из-за тёплой погоды сейчас происходит значительная невыборка объёмов газа. Но это естественный климатический фактор. Большая невыборка идёт и по сельской местности, где нарастает безработица. Наши сельчане покидают пределы области и ищут счастье в других местах на заработках.

Но есть и другие категории потребителей. Возьмём промышленность. Уже сейчас в связи с финансовым кризисом резко снизили объёмы потребления газа предприятия химической отрасли, машиностроения, производители стройматериалов. По этим категориям за октябрь снижение произошло на пять процентов, за ноябрь – на десять, в декабре, вероятно, будет не меньше. Заметно нарастание тенденции.

И это не всё. В жилищно-коммунальном хозяйстве тоже происходит снижение объёмов потребления газа. Положительный момент: сменилась психология потребления, организации научились экономить, появилось современное энергосберегающее оборудование. Отрицательный фактор – замедление темпов строительства. Многие строительные организации уже оформили документы на определённые лимиты газа, мы заложили данные в балансы подачи газа. Но планы ввода домов в эксплуатацию пересматриваются, отодвигаются. Кроме того, у нас всё чаще сдают неготовое жильё. Буквально месяц назад меня настойчиво атаковали строители, желающие сдавать жильё без полов, дверей, оштукатуренных стен. Но мы не можем испытать газовую систему в подобных помещениях. С 9 августа вступило в силу жёсткое постановление по внутридомовому газовому оборудованию. Приёмка объектов должна происходить в соответствии с требованиями законодательства.

Получается, что коробки будут стоять, но газ не пойдёт. Всё это приведёт к снижению запланированных доходов. Опять же очень тревожные тенденции в сельских районах. Уже сейчас значительная часть сельхозпредприятий берёт газ только на отопление администраций, оставляя без тепла мастерские и другие объекты.

– Сергей Михайлович, сегодня многие аналитики считаются, кто предвидел кризис, кто нет. Аналитики Газпрома предполагали такое развитие событий?

– Кризис коснулся наших потребителей. Учитывая, что всё взаимосвязано, не мог не коснуться и нас. Да, мы предвидели такой поворот событий, наши прогнозы никогда не были бравурными, мы предполагали снижение объёмов. Мы же встроены в мировую систему, и нет смысла говорить, что мировой кризис нас обойдёт.

Могу сказать, что сегодня федеральное правительство делает многое, чтобы предотвратить серьёзные последствия кризиса. Это и квоты для мигрантов, и повышение пошлины на импортные автомобили и сельхозмашины. И поддержка финансового, промышленного секторов. Сейчас в думу внесён законопроект о снижении цен на землю. Муниципальные власти Астрахани, например, уже снизили плату за землю в 15 раз под строительство жилья.

– На ваш взгляд, все эти меры справедливые?

– Меры справедливые, но все страны по-разному решают проблемы мирового кризиса. Если в России ставки по кредитам взметнулись вверх, то Китай снизил и без того низкую ставку в 2 раза. Вот такой интересный подход. Их решение направлено на развитие производства, наше – на подавление инфляции. Полагаю, что все шаги по выходу из кризиса в правительстве просчитаны.

– Сейчас люди ищут и позитивные моменты в кризисе. Вы такие находите?

– Конечно. Во-первых, непомерно раздутые спекулятивные цены на фондовом рынке спадут и придут к реальному соответствию. Позитивно и то, что опустятся цены на недвижимость. По окончании кризиса, полагаю, жильё станет более доступным, чем сейчас. Мы не можем не понимать, что реальная цена за квадратный метр не соответствовала его рыночной стоимости, а на этом фоне развивалась коррупция.

– То есть кризис будет способствовать тому, чтобы коррупционную составляющую убрали из разных видов бизнеса?

– Условий, чтобы убрать коррупционную составляющую совсем, я пока не вижу. Но её сокращение – уже положительная тенденция.

Хотя власти, конечно, не выгодно сворачивать объёмы. Может возникнуть проблема занятости. Если мы посмотрим на газовую отрасль, не секрет, что часть сварщиков в своё время были переманены на сверхвысокие зарплаты в строительную отрасль. Сейчас же начался возврат. То есть приходит в реальное соответствие уровень выполняемых работ и оплаты труда.

– Вы говорите, что газосварщики возвращаются к вам, а не так давно прошла информация, что в компании начались сокращения…

– Утверждёнными тарифами на 2009-й год сокращения кадров в наших компаниях не предусмотрено. Если, конечно, изменятся запланированные тарифы и произойдёт падение доходов, нам придётся приводить в соответствие доходную и расходную части бюджета.

По поводу появившейся информации о сокращениях: она касалась Саратовоблгаза. В тот момент у нас проходила реорганизация, и на фоне только ещё разгоравшегося кризиса информация об этом исказилась. Реорганизация была нами запланирована, и она необходима. Не в каждом населённом пункте ставки по обслуживанию газопроводов соответствовали нормативам. Например, были дробные ставки: 0,1; 0,3; 0,5. Вышел закон о повышении минимальной заработной платы, мы должны были следовать этому закону и по-новому организовывать обслуживание, чтобы один человек на одной ставке обслуживал несколько населённых пунктов. Тем более что численность населённых пунктов неуклонно уменьшается. Количество высвободившихся сотрудников составляло 167 человек, всем им было предложено 317 вакантных должностей. Принято на работу уже 105 человек, имеется 212 вакансий. Их заполнение идёт удовлетворительными темпами.

– Со следующего года планируется увеличение тарифов на газ. Уж кому, как не вам, знать, что это вызовет недовольство населения. Как бывший чиновник, что бы вы посоветовали власти, чтобы избежать социальных возмущений?

– Газпром – компания, регулируемая государством, и изменение тарифов объявляется государством заранее. Хуже те события, которые происходили в последнее время, когда цена на дизельное топливо за три года выросла в три раза, причём скачкообразно, необоснованно росли цены на цемент, удобрения. Цены на газ в этом плане прозрачны.

Пойти популистским путём – снизить, заморозить повышение тарифов – нельзя. Нужно думать о будущем. Газпром развернул масштабные проекты (Ямал, Сахалин, Штокмановское месторождение), если их сейчас свернуть, потом потребуются гораздо большие средства, чтобы их возобновить.

По заявлению премьер-министра Владимира Путина и министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, рост тарифов на газ в следующем году будет поквартальным. Предполагается, что в 1-м квартале рост составит 5 процентов, во втором – 7, в третьем – 7, в четвёртом – 6,2 процента. Таким образом, среднегодовое увеличение тарифа будет равным около 16,3 процента.

Что посоветовать: важно сохранить, особенно в тяжёлые времена, систему льгот (у нас 42 категории льготников по потреблению газа) и по возможности её развивать.

– В кризис все особенно взаимосвязаны. Как вы относитесь к теории равных жертв – чтобы все немного чем-то пожертвовали?

– Я предложил бы другую теорию – теорию приоритетных жертв. Считаю, что в первую очередь на алтарь нужно приносить излишние траты – роскошь, развлечения. Нельзя урезать программы образования, здравоохранения. Но необходимо создать условия, чтобы доходы крупных компаний шли не в роскошь, а в развитие производства.

– И последнее: можете ли вы дать совет, как реально уменьшить газопотребление, чтобы экономить на платежах за газ (поставить счётчики, например, или есть другой путь)?

– Первый путь – это, конечно, счётчики. И я бы посоветовал (и населению, и промышленным предприятиям) приобретать счётчики с электронным корректором. Дело в том, что газ меняет свои свойства в зависимости от многих факторов – температуры, давления. Счётчики с корректором учитывают эти показатели. В противном случае потребители будут вынуждены платить за потребление по температурным коэффициентам, которые чуть увеличивают сумму оплаты. Второе: по возможности нужно использовать современное газопотребляющее оборудование, которое и по количеству потребляемого газа, и по качеству предоставляемой услуги превосходит ранее выпускавшееся. И последнее: жителям необходимо проверять газовое оборудование на утечки, иначе в случае наличия прибора учёта они лягут на их плечи.