Живя в стеклянном доме

Оценить
На прошлой неделе начали решительно бороться с коррупцией. Интересно, что при втором чтении президентского пакета антикоррупционных законов наши депутаты проявили невиданную прежде активность. Они внесли около четырёхсот поправок.

На прошлой неделе начали решительно бороться с коррупцией. Интересно, что при втором чтении президентского пакета антикоррупционных законов наши депутаты проявили невиданную прежде активность. Они внесли около четырёхсот поправок.

Похоже, предложенные Дмитрием Медведевым меры задели наших депутатов за живое. Их законотворческий пыл настолько разгорелся, что президент вынужден остужать Думу. «Я хочу, чтобы всё, о чём договаривались и что содержится в моих предложениях, осталось неизменным, за исключением тех позиций, о которых была договорённость с руководством Государственной думы», – сказал Медведев.

Тем не менее, из президентского варианта депутаты убрали пункт, обязавший чиновников сообщать об известных случаях коррупционных правонарушений. Ну не должны наши столоначальники идти по пути Павлика Морозова!

Но особенно озаботились народные избранники сроками декларирования чиновниками и их родственниками доходов и имущества. Наиболее простодушные объясняли это просто: «Люди должны успеть подготовиться». Пардон, к чему подготовиться?

Предположим, я работаю начальником отдела в министерстве. Скажем, в министерстве по распределению денежных мест. На что я живу, что должен декларировать? Доходы? Это просто. Справку об окладе по месту работы мне дадут в бухгалтерии, ещё одну возьму в академии госслужбы, где я читаю лекции. Остальные виды деятельности мне запрещены законом.

Да, ещё по закону можно получать гонорары, но стихи как-то не складывались, не писались. Имущество. И тут всё просто: квартира, дача, машина. Квартира – трёшка в Бутово, дача – от родителей, машина, конечно, «Лада». «Лада – калина-малина». Больше на чиновничий оклад не купишь. Или я ошибаюсь? Или депутаты, настаивая на времени для подготовки, знают о российских чиновниках что-то такое, чего не знают другие? Так почему вдруг появились такие проблемы, если закон настаивает на подаче деклараций на несовершеннолетних детей и супругов? Кто-то не успел домик в Ницце на тёщу переписать?

Примечательно, что фракция правящей партии очень тщательно изучала законопроект и тоже вносила в него поправки. А ведь прежде любая инициатива из Кремля принималась без лишней задумчивости.

Вспомним тот же первый пакет АКМ (антикризисных мер). Это американские конгрессмены с сенаторами изучали план Полсона до дыр, прежде чем принять. Нашими же депутатами план был принят молниеносно. И что? Кризис замедлился?

А ещё депутаты от правящей партии в многочисленных комментариях говорили о важности моральной составляющей. Типа хорошо бы осудить словесно, поставить на вид, поругать. Мне же кажется, что оценкой моральных мер воздействия на вороватых чиновников может служить грубоватая русская поговорка. Если слегка поправить, она будет звучать так: «Ему хоть плюй в глаза, всё – божья роса».

В общем, после думских прений имидж ЕР как бескомпромиссного борца с коррупцией несколько потускнел. Хотя на региональном уровне партия, конечно, борется. Только при этом допуская терминологические неточности. Например, не стоит говорить «коррумпированный олигарх».

Коррумпированным может быть чиновник. Ибо коррупция – использование служебного положения для личного обогащения. А у нас у обоих олигархов со служебным положением проблемы. Нет у них никакого служебного положения. Ещё, наверное, коли разоблачают олигархов, стоит вспомнить и чиновников, которые небескорыстно выполняли их прихоти. Но почему-то не вспоминают.

А тут ещё свои подпортили ситуацию. На прошедшей неделе задерживали по подозрению во взяточничестве начальника транспортного управления и одновременно члена политсовета Юрия Галушко. Однако никто ничего не комментирует, не говорит об очищении рядов. Странная эволюция: только задерживают Стефаниду Тимохину (судом оправдана) – ЕР исключает её из своих рядов; арестовывают Михаила Макеенко (суд продолжается) – пишут в его защиту письма; по поводу Галушко никаких публичный действий не предпринято. Наверное, линия поведения выбрана в соответствии с одной, английской на этот раз, пословицей. Вот она: «Живущий в стеклянном доме не бросается камнями».