«Временная ситуация» за свой счёт

Оценить
Руководство предприятий, сокращающих рабочий день и зарплаты, не считает ситуацию критической

Руководство предприятий, сокращающих рабочий день и зарплаты, не считает ситуацию критической

На минувшей неделе информационные агентства сообщили, что девять предприятий региона вводят у себя «режим неполного рабочего дня с оплатой, пропорциональной отработанному времени». Это «Управление механизации-24», «Саратовдизельаппарат», «Строймаш», «Балаковорезинотехника», «Волгодизельаппарат», «Саратовский электротехнический завод», балаковский «Мрамор», «ЭкспоПУЛ» и ООО «Саратовжилстрой».

«Газета недели в Саратове» обратилась в перечисленные организации за выяснением причин.

«Управление механизации-24»

В отделе кадров предприятия нам сообщили, что их неполный рабочий день никак не связан с финансовым кризисом, и пояснили, что для этого предприятия такой режим – процесс привычный и ежегодный. «У нас работает около 500 человек. Большая часть из них – рабочие, которые заняты в уличных работах. В это время года мы всегда работаем неполный рабочий день, потому что сейчас рано темнеет и уже холодно. Сокращение рабочего дня вводится с согласия наших сотрудников. Сокращать людей мы не собираемся. Потому что, если мы их сейчас распустим, потом некому у нас будет работать».

«Саратовский электротехнический завод»

И. о. генерального директора завода Валентин Кузьмин сообщил нам, что сократился у них не рабочий день, а рабочая неделя. Сейчас заводчане работают только четыре дня в неделю. Этот режим введён с 1-го по 31 декабря. Как пояснил Кузьмин, такое решение было принято именно в связи с финансовыми трудностями в стране.

«Наши заказчики перестали оплачивать нам свои заказы. Причина проста: у них нет финансовых средств. Мы с нашими партнёрами общаемся тесно, так что проблемы их нам понятны. Заказчики у нас крупные – саратовский агрегатный завод, самарский «Прогресс» и многие другие».

Валентин Владимирович сообщил также, что сразу после Нового года 80 процентов сотрудников завода уходят в отпуск за свой счёт до 1-го февраля. Однако рассказать, сколько всего человек работает на предприятии, Кузьмин отказался, заявив, что «информация эта закрытая».

Сложившуюся ситуацию руководство завода обсуждало с сотрудниками на общем собрании.

«Наши люди всё прекрасно понимают, уходить с предприятия никто желания не изъявлял. Согласились ждать, – рассказывает и. о. гендиректора. – Мы на самом деле очень хотим сохранить и само производство, и коллектив. Уверены, что сегодняшняя ситуация временная. Мы во всяком случае уже приступили к формированию новых заказов, начать выполнять которые планируем с февраля».

«Строймаш»

«Сообщение о том, что мы вводим неполный рабочий день, не соответствует действительности», – заявил нам начальник отдела кадров, заместитель директора ОАО «Строймаш» Сергей Анисимов.

По его словам, сегодня на предприятии введено ограничение по заработной плате. «У нас простой сейчас в связи с этим финансовым кризисом. По трудовому законодательству, если на предприятии возникает временный простой, оно имеет право выплачивать своим сотрудникам 2/3 зарплаты. Что мы сейчас и делаем. Мы кучу денег вложили в развитие нашего производства и в людей, чтоб им хорошо работалось. Поэтому то, что сейчас происходит, естественно, никому из нас не нравится. И как долго этот наш простой продлится, никто сказать не может. Даже Путин не может сказать, как долго будет длиться финансовый кризис. Хотя на самом деле все вопросы по происходящему – к нему и к его правительству».

«Саратовдизель»

Начальник отдела кадров Саратовского завода дизельной аппаратуры Владимир Самарин также опроверг сообщение о том, что на их предприятии вводится режим неполного рабочего дня.

«Я слышал, что в Интернете появилась такая информация. Откуда она там взялась, я понятия не имею. Никаких приказов о сокращении рабочего дня и рабочей недели у нас нет и пока не планируется.

Да, положение нашего предприятия серьёзное. Наши основные крупные заказчики резко отказались от заказов. Объём производства упал в несколько раз. Нашему предприятию задолжали очень большие деньги, которые мы всячески пытаемся вернуть. В нынешних условиях проблемы наших заказчиков по цепной реакции передаются нам, это всё понятно. Но ситуация сказывается прежде всего на людях.

Наши сотрудники сегодня работой практически не загружены. Премия на 99 процентов уже ушла в небытие, так как денег на неё нет. И хотя мы хотим сохранить все рабочие места и тот коллектив, который у нас сложился, сейчас готовится приказ по сокращению численности штата.

Сразу скажу, оно будет минимальным. Из 400 человек мы сократим 20–22 должности. Хотя надеемся, что успеем это сокращение отменить. Сейчас обсуждается вопрос о введении режима «простой» и перехода на 2/3 от ставки заработной платы. Но ни о каком сокращении рабочего дня речи нет.

Люди работают в обычном режиме, но мы разрешаем им уходить пораньше, если у них есть такая необходимость и нет загрузки по работе. В добровольном порядке разрешаем брать отпуск за свой счёт. То есть не принуждаем никого, а предоставляем возможность сотруднику самому решить. Если у человека есть возможность пока где-то подработать, но он желает сохранить за собой рабочее место здесь, мы не отказываем».

«ЭкспоПУЛ»

Приказа о сокращении рабочего дня на ЗАО «ЭкспоПУЛ» сегодня, как выясняется, тоже нет. Как нам пояснил начальник ОТЗ (отдела труда и зарплаты) предприятия Евгений Семёнов, в настоящее время руководство выискивает оптимальные пути выхода из кризисной ситуации. «Причины для этого у нас самые тривиальные – мировой финансовый кризис. Дело в том, что всю нашу продукцию мы отправляем на экспорт. А кризис сегодня очень серьёзно сказался на Западе, что, конечно, отражается и на нас, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Пока объёмы заказов и производства у нас не изменились. Но уже с января мы ожидаем значительное их снижение. Поэтому оптимизировать производственный процесс мы будем вынуждены. Вариантов несколько – сокращение численности штата, неполное рабочее время и т. п. Но мы понимаем, что если сейчас отпустим своих людей, то они, скорее всего, работу найти не смогут. Поэтому в этой ситуации предпочтительней вариант с переходом на неполную рабочую неделю. Какое бы решение ни было принято, мы по закону обязаны предупредить сотрудников о нём за два месяца. Вводить новый режим работы планируем с середины февраля, потому что ещё нет приказа». Начальник ОТЗ «ЭкспоПУЛа» заверил, что все нововведения на предприятии, где работает около тысячи человек, будут производиться по закону.

ОАО «Мрамор»

На балаковском предприятии «Мрамор» подтвердили, что режим неполного рабочего времени у них введён. Рабочий день при этом, правда, не сократился, а вот трудовая неделя урезана до трёх дней.

Как сообщил нам главный инженер балаковского ОАО Андрей Акулин, такой режим на предприятии введён в связи с финансовыми проблемами во всём мире и у их заказчиков в частности.

«Мы работаем в основном на Москву. Финансовые проблемы, вызванные мировым кризисом, заставили наших заказчиков резко сократить объёмы потребления нашей продукции. Поэтому мы были вынуждены со своим производством что-то делать, – рассказывает Андрей Юрьевич. – Мы сократили рабочую неделю, закон это позволяет. У нас сейчас работает 165 человек. Никого сокращать из них мы не собираемся. И так люди на эту работу не идут. Некоторые сотрудники, может быть, и рады уйти, но работы в нашем городе сейчас всё равно нет. Режим неполной рабочей недели введён до конца декабря. Дальше будет видно. Судя по новостям и газетам, положение будет только ухудшаться. Хотя, на мой взгляд, на Америку пенять нечего, надо самим на всю катушку работать».