Обмен протянутых рук
Московская деловая активность на саратовской территории
Со вторника по четверг в Саратове проходил «Бизнес-марафон – 2008. Деловая миссия московских инновационных предприятий». Организовали эту миссию специалисты московского и саратовского ММЦ (Межрегиональный маркетинговый центр) по инициативе столичного правительства и департамента поддержки и развития столичного же малого бизнеса. «Газета недели» решила выяснить, какова реальная цель «деловой миссии» москвичей.
Москве до Саратова дело есть
Новость об этом событии появилась на правительственном сайте уже в разгар мероприятия. Сообщалось, что саратовские сельхозтоваропроизводители будут участвовать в обсуждении «вопросов организации сотрудничества с деловыми кругами Москвы». Вдруг Москва решила сельхозпродукцию закупать в Саратове, подумали мы. Ан нет. К сельскому хозяйству сия миссия имела весьма опосредованное отношение.
У организаторов бизнес-марафона мы выяснили, что деловая миссия рассчитана на три дня, проводится в рамках проекта московского правительства, охватывает не только сельское хозяйство, а абсолютно все отрасли реальной экономики, и что в Саратове такое мероприятия организуется второй раз, но впервые оно целиком посвящено инновациям.
Александр Савельев, исполнительный директор ММЦ «Москва», рассказал нам, что сама по себе встреча московского бизнеса с саратовским – это только «вершина айсберга». Встрече предшествовал масштабный подготовительный этап. Два месяца организаторы потратили на то, чтобы найти и обзвонить по телефону всех потенциальных саратовских партнёров. Их предстояло убедить в важности встречи и пригласить к участию в проекте.
Потенциальных партнёров, стоит отметить, оказалось не так уж и мало.
По словам Савельева, изначально предполагалось, что со стороны Москвы участвовать в проекте будет 50 компаний. Но саратовские предприниматели заинтересовались только 29-ю, 16 из которых занимаются инновационными разработками. Со стороны саратовского бизнес-сообщества интерес к проекту проявили якобы 266 предприятий и фирм промышленного, строительного, сельскохозяйственного сектора, а также из сферы ЖКХ, медицины и других отраслей.
На наш вопрос, с чего это московское правительство решило прислать к нам своих «инновационщиков», Александр Савельев ответил, что московская власть на самом деле преследует весьма простые цели. Столичное правительство, по его словам, очень много ресурсов тратит на поддержку своих предпринимателей. А отдача происходит медленно. К тому же сейчас у разработчиков в столице не так уж и много возможностей внедрять свои инновации. Потому и идёт московский инновационный бизнес в регионы.
С чем москвичи приезжали в Саратов?
В Саратове своих инноваторов тоже хватает. И поиск возможности пристроить свой продукт на рынок для них тоже актуален. А ездят они в основном в Москву. Получается этакий обмен протянутых рук: мы столице, столица нам.
Как выяснилось в беседе с организаторами, ничего Москва в Саратове закупать не собирается. Вся миссия нацелена на то, чтобы найти покупателей на ту продукцию, которую производят московские компании. «А что продают-то?» – пытала я сотрудников саратовского филиала ММЦ «Москва» ММЦ «Саратов», на которых, собственно, и легла ответственность по организации мероприятия непосредственно в Саратове.
«Ну, до этого все миссии были посвящены товарам народного потребления, – поясняют мне. – Сейчас предлагается не товар, а некая разработка, которая позволит, в частности саратовским предприятиям, оптимизировать своё производство. Снизить энергоёмкость, трудозатраты, износ оборудования и т. п. Для заинтересованных госучреждений предлагаются разработки по снижению оборотных средств».
На мои просьбы привести более конкретные и понятные примеры маркетологи какое-то время отнекивались, ссылаясь на сложность этого вопроса для них, но кое-что из привозных разработок всё-таки вспомнили.
Вот, например, представили саратовцам новую методику мониторинга экологической ситуации. Москвичи уверены, что она должна быть очень важна для крупных предприятий. Для сферы ЖКХ привезли новые приборы учёта тепловой энергии, для медицины – новые перевязочные материалы, которые якобы сами заживляют раны, для сельского хозяйства – ноу-хау по проведению ремонтно-полевых работ, спецхимию и новый вид упаковки сельхозпродуктов.
«Многие из этих вещей наши предприятия закупают за границей и не знают, что в России это тоже делают», – рассказывает гендиректор ММЦ «Саратов» Елена Лучинина.
Мои собеседники признавались, что цены на московские разработки, в общем-то, зарубежным не очень уступают, но для этого и придуманы подобного рода деловые миссии. Здесь представители обеих сторон могут общаться напрямую и договариваться о скидках.
По опыту прошлого года из 219 переговоров, прошедших в Саратове в рамках этого проекта, 108 завершились заключением договоров.