Самоуверенность регионального уровня

Оценить
В ведомстве Бовтунова подзабыли о президенте и о № 95-ФЗ

В ведомстве Бовтунова подзабыли о президенте и о № 95-ФЗ

Недавно депутаты Саратовской областной думы приняли прогнозный план приватизации на 2009 год. Практически без обсуждения. Возник только один вопрос у одного депутата. Леонид Писной спросил у докладчика Ирины Васильевой про Саратовское железнодорожное предприятие (СЖП). Вернее, про то, почему его нет в прогнозном плане приватизации на 2009 год.

Ирина Васильева является заместителем председателя комитета по управлению имуществом Александра Бовтунова. По форме. Фактически именно она уже не первый год выносит на публику планы и свершения этой правительственной структуры. И к атакам самой разной публики – от министров до журналистов – ей не привыкать. Но здесь она немножко замешкалась.

Потом сказала, что план не закрытый и в практике комитета есть примеры вноса дополнений в него. Тогда депутат Писной уточнил, отдали ли залог покупателю, который не заплатил вовремя за приобретённое в ходе торгов имущество. Ирина Васильева ответила, что нет. Залог в размере 13 миллионов остался в казне.

«Вот и не отдавайте», – нажал депутат Писной. Ирина Васильева подтвердила, что и не отдадут. Что именно так предписано законом. Леонид Писной порадовался за бюджет, а все остальные депутаты дружно проголосовали за перечень объектов и за даты, в которые их приватизируют в наступающем, 2009 году.

Догадка о причине выпадения СЖП из плана

Объекты в тот план, надо честно сказать, занесены какие-то совсем не лакомые. Предприятие только одно. Вольсктрансавто-2. С чистой прибылью около миллиона рублей, которую зарабатывают 70 работников. А остальное имущество в пакете, готовящемся к продаже, состоит из зданий и комплексов нежилых зданий.

Летние домики числом 15 на турбазе «Молния» на острове Дубовая грива. Два памятника архитектуры с земельными участками в Балакове. Нежилые здания на улице Танкистов в Саратове. Двухэтажка с землёй в Красном Куте. Всё.

Будут или не будут продавать госпредприятие Вольсктрансавто-2, ещё никто не знает. По опыту известно, что продают собственность в Саратовской области туго. Решения меняются с одного на другое неограниченное время. То же СЖП маринуют в предпродажной подготовке уже минимум пять лет.

В 2003 году депутаты областной думы посчитали, что «приватизация ОГУП «Саратовское железнодорожное предприятие» значительно ухудшит и без того сложное положение строительной отрасли». Тогда СЖП снабжало строительными материалами пять крупнейших строительных предприятий отрасли. Депутаты и приглашённые специалисты посчитали, что негосударственный собственник не будет обновлять железнодорожный парк предприятия, а перепрофилирует производство, потому что это более рентабельно.

А в области без этого крупнейшего перевозчика строительных материалов начнётся резкое удорожание жилья и будут ликвидированы несколько карьероразрабатывающих предприятий. Соответственно, сотни людей в Ершовском, Энгельсском и других районах лишатся работы.

Чтобы не допустить этих ужасов, было принято решение рекомендовать областному комитету по управлению имуществом исключить СЖП из плана приватизации на 2004 год, а комитету по строительству и стройиндустрии области – заняться ценовой политикой предприятия и подготовить бизнес-план для его участия в бюджете развития области.

С тех пор много воды утекло. И депутаты в областной думе сменились, и новый министр в комитет по управлению имуществом пришёл. До этого ведавший имуществом огромной Балаковской атомной станции Александр Бовтунов, конечно, понимал важность владения железной дорогой для правительства. И тоже, наверное, предпочёл бы деньги из бюджета развития для этого стратегического предприятия вместо внесения его в продажный план.

Но тут подоспело время исполнять 95-й федеральный закон. А по этому закону имущество, которое не обеспечивает государственные полномочия области, до 1 января 2009 года должно быть перепрофилировано, передано в федеральную или муниципальную собственность либо продано.

А теперь – внимание. Саратовское железнодорожное предприятие на текущий день продолжает оставаться в областной собственности. Оно не продано. Есть возможность его перепрофилировать? А почему бы и нет? В комитете по управлению областным имуществом работает множество специалистов. Неужели не придумают, как можно оставить под своим контролем всё, что нужно?

Огороды ОАО «Волга» в Балакове тоже подождут

Вот в начале декабря исключили из плана приватизации на 2008 год 100-процентный пакет акций ОАО «Волга». Мотивировали тем, что губернатор рекомендовал подождать лучшую ценовую конъюнктуру.

«Волга» – это такое же овощеводческое хозяйство, как «Весна», сказали мне в комитете по управлению имуществом. Если мне не изменяет память, то раскинулось это хозяйство где-то под Балаковом. Каким боком и для выполнения каких государственных полномочий его сохраняют, рискуя нарушить № 95-ФЗ, придумать трудно. А вот про перепрофилирование предприятия, расположенного на хороших землях, тема так и напрашивается…

Это всё, конечно, только мои предположения. Поэтому дальше пойдём без плодов воображения, испорченного подозрительностью к власти. Будем смотреть в бумагу и считать деньги. Баланс сводить. Смотреть, сколько денег заберёт комитет по имуществу из областной казны и сколько в неё положит.

В лучшем случае нулевой баланс

По прогнозному плану на 2009 год, размер выручки от продажи зданий составит 5 миллионов 792 тысячи рублей. В этих цифрах не учитывается даже предполагаемая цена за Вольсктрансавто-2. Так что и мы его учитывать не будем.

Конечно, у комитета, который распоряжается имуществом области, есть и другие статьи доходов. Дивиденды по акциям, арендная плата за землю, доходы от сдачи в аренду имущества, 15 процентов от чистой прибыли областных государственных унитарных предприятий. Допустим, все они вместе составят порядка 70–80 миллионов рублей. А все доходы вместе – 85 миллионов.

Думаю, что в связи с кризисом и с грядущими неплатежами можно смело утверждать, что на самом деле доходов в бюджет комитет по имуществу принесёт меньше. А на расходы комитету этому, как распорядителю кредитов, выделяется 90 миллионов рублей. Изначально, когда ещё верили, что экономический кризис до Саратовской области не дойдёт, планировали даже 110 миллионов. Потом с депутатской помощью 20 миллионов сняли.

Какую статью недофинансируют, неспециалисту трудно сказать. Но явно не фонд оплаты деятельности специалистов. По моим грубым прикидкам, он составляет миллионов 45. Потому что в нынешнем году расходы на содержание аппарата комитета по управлению имуществом планировались в размере 30 миллионов рублей, а зарплата у госслужащих за прошедшие месяцы повысилась существенно.

Об эффективности работы за полученные средства речь, конечно, не идёт. Вернее, идёт, но на бумаге. Есть программа управления госимуществом области на 2008 год. В ней сказано, что эта структура саратовского правительства обязуется пополнить областную казну неналоговыми доходами в сумме 274 миллионов рублей.

Но даже судя по тому, что СЖП не продан (недополучено минимум 60 миллионов из запланированного), ОАО «Волга» не продано, а также не проданы объекты недвижимого имущества в Красном Куте, на Азина, на Сокурском тракте в Саратове, вряд ли это громадьё планов удалось выполнить.

Я вот считаю, и у меня получается, что опять же миллионов 80–90 принёс комитет бюджету в форме неналоговых доходов. А в расходной статье программы на 2008 год всё те же 110 миллионов рублей записаны. То есть полностью какая-то убыточная структура в правительстве получается. Проедают больше, чем зарабатывают?

Комитетская вертикаль

Тут недавно премьер-министр российский Владимир Владимирович Путин, общаясь с народом несколько часов, напомнил с экранов телевизоров, что государственные деньги – это вообще-то деньги народа, налогоплательщиков. И что их как-то надо меньше разбазаривать.

Жаль, что чиновники давно оторвались от общества и никаких наказаний за то, что пускают чужие деньги на ветер, не ждут. Ладно ещё, когда таким стилем грешит председатель комитета – министр Бовтунов. Он всё-таки приехал в Саратов в 2005 году из Балакова вместе с губернатором. А губернатор – председатель саратовского правительства Ипатов, как показала практика, своих не сдаёт. Но его подчинённые-то именем первого лица не защищены. А позволяют себе быть свободными от контроля общества.

Готовясь написать статью про управление госимуществом в Саратовской области, позвонила в комитет. В отдел оценки, продаж и приватизации госимущества. Спросила, есть ли в открытом доступе список областных ГУПов и акционерных предприятий со 100-процентным участием правительства. Мне ответили, что вряд ли и что этим занимается другой отдел, и вообще – без письменного запроса ничего не дадут.

В отделе мониторинга и контрольно-ревизионной работы, куда меня послали оценщики, очень удивились их своеволию. И очень строгим тоном отправили к Александру Викторовичу. «И вот когда он скажет, чтобы я вам реестр дала, в тот же миг всё и получите», – сказал женский голос, не пожелавший представиться в ответ на моё представление.

Из чего я сделала опасный вывод о том, что, возможно, моя собеседница не слушала в прямом эфире общение Владимира Путина с народом. И стенограмму вопросов-ответов не читала. Потому и не уловила месседж лидера нации. Про то, что государственное – это народное. И что чиновники им только управляют.

Качество управления не нравится между тем самому президенту Дмитрию Медведеву. Он об этом не устаёт с весны говорить. И вот, на минувшей неделе глава администрации президента Сергей Нарышкин снова призвал внимательнее следить за управлением госсобственностью. Сказал, что в стране необходимо срочно сформировать единую контрольно-надзорную систему, которая будет отслеживать показатели эффективности управления. Нарышкин считает, что такой контроль поможет стабилизации финансовой системы. В кризисные времена это звучит серьёзно. И обнадёживающе.