Як остался в заложниках у САЗа

Оценить
Росимущество заблокировало вывод на взлётную полосу отремонтированного самолёта

Росимущество заблокировало вывод на взлётную полосу отремонтированного самолёта

Двадцати миллионов рублей не хватает ОАО «Саратовские авиалинии», чтобы забрать с авиазавода воздушное судно Як-42. На САЗе авиаборт числится в капремонте. Причём ремонт практически завершён, и Як-42 готов стать на крыло. Вот только авиазавод не готов его отдать. По договору между Саратовскими авиалиниями и САЗом Як-42 вернётся в лётный отряд после полной оплаты капитального ремонта.

Частично, в размере 65 миллионов рублей, ремонтные работы оплачены. Нужно заплатить ещё 20. Свободных денежных средств у предприятия нет. И потому ещё в марте нынешнего года совет директоров ОАО «Саратовские авиалинии» принял решение кредитоваться. С решением согласилось Росимущество, которое является акционером ОАО «Саратовские авиалинии». Но когда подошло время заключения конкретной сделки со Сбербанком, Росимущество изменило свою позицию.

О ветрености позиции этого федерального акционера стало известно на заседании совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии», которое состоялось в самом конце ноября. Ничего не подозревавшие «об измене договорённостям» саратовские члены совета директоров готовились голосовать за условия договора, по которому саратовское отделение Сбербанка на 11 месяцев предоставит авиаперевозчикам 20 миллионов рублей под ставку не более 22 процентов годовых.

Но за проголосовали только трое из семи директоров – М. Герасименко, А. Бочаров, Ю. Давыдов. Против оказалось четверо – Ю. Толмачев (представитель Росимущества) и другие представители государства.

Позицию противников кредита несколько прояснил Ю. Толмачев. Он не присутствовал на собрании лично, но прислал своё мнение в письменном виде. И в этом мнении фактически было сказано, что мнения своего господин Толмачев не имеет, а голосует в соответствии с директивами Росимущества. При этом никаких аргументов по неодобрению сделки акционер с контрольным пакетом не приводит.

Но даже такого немотивированного мнения оказалось достаточно для того, чтобы остальные члены совета директоров, представляющие государство на авиапредприятии, отказались вникать в тонкости производственного процесса. А тонкости между тем существенные.

По заявлению директоров, настаивающих на кредите и скорейшем возвращении с его помощью авиаборта Як-42 к полётам, в настоящий момент только пять из десяти судов находятся в технически годном состоянии.

По существу Росимущество директивами по голосованию сознательно затрудняет работу ОАО «Саратовские авиалинии». Что может стоять за подобным указанием? Можно предположить только намеренное желание ослабить позиции других (не государственных) акционеров авиалиний.

Именно они (другие) отвечают за бесперебойность воздушного сообщения. Так принято в нашей стране. Именно к ним в случае перебоев (или, не дай бог, более серьёзных происшествий) организуются претензии у государства. Когда претензий к бизнес-партнёрам у государства скапливается в достаточном количестве, вся мощь административной машины направляется на воспитание послушности у слишком независимых акционеров. В ход идут разные способы. В данном случае одним из них, я полагаю, может быть предложение выкупить акции по заниженной цене.

Что-то мне подсказывает, что не случайно их рыночную цену решением этого же совета директоров утвердили на уровне гораздо ниже реальной стоимости бизнеса. Как минимум «на порядок», говорят специалисты. Но расчёты этих специалистов не взяли в расчёт четверо государственников.

Наоборот, представитель Росавиации С. Браиловский отметил, что «оценка (акций) производилась организацией, имеющей на это соответствующие лицензии». Догадайтесь, кто безоговорочно поверил этой лицензированной государством организации? Хотя на всякий случай я повторю: всё те-же представители государства. Так что ОАО «Саратовские авиалинии», вполне возможно, за бесценок, скоро полностью перейдут к государству. Или к государственной авиакомпании. Это будет вполне обычная для России мини-сделка новейшего времени. Ничего нового.

Вот недели две назад РИА «Новости» сообщило о том, что готовится передача госпакета акций (25,5 процентов) авиакомпании «Сибирь» Аэрофлоту. Если это курс на собирание авиаперевозок под умелое управление госмонополиста, а похоже, что так оно и есть, то саратовцам стоит готовиться к глобальному повышению цен на авиабилеты.

В ходе прямого разговора председателя российского правительства Владимира Путина с россиянами был назван порядок роста цен на авиаперевозки в случае замены независимого перевозчика на государственного. 6,5 тысяч рублей стоил билет из Норильска в Красноярск у «разорившейся» компании КрасЭйр. Заступивший ей на смену на лётное поле Аэрофлот стал торговать билетами по цене 18–32 тысячи рублей...