Точка опоры, чтобы «перевернуть» Саратов
Не до конца упущенные возможности сити-менеджера Сомова
Саратову хронически не везёт с властью – примерно так выглядит коллективная точка зрения большинства приезжих. Конечно, мыслят саратовские гости в менее изящной тональности. На первый план выходят слова «бардак», «дыра» и «помойка». В сотый раз поднимая тему саратовского неблагополучия, невольно обращаешь взгляд в сторону городской администрации.
Страшнее мировой войны
Почему же годы идут, а уровень муниципальных властей остаётся стабильно невысоким? Разруха 90-х, счастливо миновавшая многие областные центры России, осталась во многом законсервированной в саратовских пределах. На ум сразу приходит фраза, приписываемая Олегу Грищенко: «Две мировые войны Саратов пощадили, но зато ему как следует досталось от Аксёненко».
Заметим, данное утверждение имеет более универсальный характер и верно не только в случае с находящимся ныне за решёткой Юрием Николаевичем.
Почему-то и до, и после него всякий человек, коему выпадало руководить городским хозяйством, достаточно быстро превращался в весьма непопулярного бюрократа, собиравшего тонны заслуженной критики.
Разве был бесспорно эффективным Николай Романов, в определённом смысле навязанный элитам? А Сергей Тульский, так и не переросший статус «и. о.»? Теперь появился Вячеслав Сомов, считающийся компромиссной фигурой. Однако ему, наряду с предшественниками, выпадает та же участь.
К сожалению, ни один градоначальник последних времён не поломал устоявшуюся закономерность. Шанс предоставлялся каждому. Сейчас им владеет сити-менеджер Сомов. И ведь не поздно ещё воспользоваться верными технологиями, дабы продлить политическое долголетие. Если, конечно, существует желание закрепиться на текущем месте работы.
Диагноз: незаметность
Вячеслав Сомов – совершенно незаметный чиновник, обладающий репутацией человека временного. Порядка при нём больше не стало, зато появилась связка анекдотических кадровых решений типа назначения на земельные ресурсы Виталия Николаева, проблем с вступлением в отопительный сезон и продолжающегося бюджетного недофинансирования.
Достаточно окинуть взглядом городские просторы, чтобы увидеть отсутствие каких-либо разительных перемен к лучшему. Вместо исправления ошибок прошлого мы наблюдаем надоевшие горы мусора, разбитые дороги и тротуары, разрушающуюся историческую застройку в центре города.
Пройдите от мэрии по направлению к улице Челюскинцев. Поднимитесь на Соколовую гору. Что предстанет вашему взору? Трущобы, разруха, всеобщая неустроенность. Скорее всего, недовольство населения будет расти. Наступивший финансовый кризис процесс простимулирует.
Что же требуется предпринять Сомову для сохранения занимаемой должности в столь непростой обстановке? Ему надо совершить поступок исторического масштаба – сотворить нечто значительно ощутимое в глазах большинства горожан.
Выбирай – не хочу!
Саратов не имеет даже одной прилично выглядящей улицы, где каждый дом был бы ухожен и отремонтирован. Огромное количество объектов культурного наследия пребывает в неудовлетворительном состоянии.
Почему бы не заняться реставрацией фасадов? Представьте себе сити-менеджера, инициирующего подобную программу. Идеальным вариантом были бы Московская вместе с проспектом Кирова. Сейчас эти жемчужины стыдно показывать туристам. Красота ветшает. Штукатурка лопается, лепнина отваливается, крыши гниют, по стенам бегут трещины.
Большинство объектов наследия находятся в муниципальной собственности. Стало быть, в руках у Вячеслава Леонидовича все рычаги. Спасённые достопримечательности заметят жители. Такая качественно демонстрируемая активность не останется неоцененной. Сложится впечатление, что мэр смотрит в перспективу, старается действовать в рамках продуманных стратегических разработок. Подобные шаги подчеркнут любовь сити-менеджера к возглавляемому им городу. Поддержка Сомова со стороны горожан вырастет галопирующими темпами.
Впрочем, не обязательно заниматься исключительно дореволюционными строениями. Можно заняться преображением какой-нибудь рекреационной зоны наподобие сквера Первой учительницы, реконструированного Аяцковым. Подобное внимание не помешало бы Городскому парку.
Замена скамеек и фонарей. Модернизация фонтанов. Капремонт асфальтового покрытия дорожек. Причём совсем не обязательно тратить на всё это деньги только из городской казны. Коммерческие структуры, которые захотят взять на себя часть расходов, взамен могли бы получить мемориальные доски с рекламой, инфраструктуру, содержащую их опознавательные знаки и заточенную под пиаровский эффект.
Преображение парка (или другой зоны отдыха), несомненно, привлечёт внимание прессы. Пойдёт волна прославления добросовестного бизнеса. В западных странах подобная практика весьма распространена. Не самые благополучные муниципалитеты договариваются с инвесторами, давая им полноценную рекламную кампанию за материальные вложения в такого рода проекты. Грамотный подход обеспечит должный результат, выгодный всем сторонам процесса.
Отдельного внимания заслуживает транспортная проблема. Пробки на Московской и Астраханской. Автобусы, ползущие от Троицкого собора до улицы Горького медленнее пешеходов. Длинная вереница набитых людьми посудин, растянутая на несколько кварталов.
Задумайтесь над разгрузкой основных магистралей. Распределите потоки машин по-другому. Расширяйте дорожное полотно. Создавайте вместительные парковочные ниши. Заявляйте о желании помочь людям быстро и комфортно перемещаться по городским районам с помощью идеальной транспортной сетки. Сколько прежде в недрах администрации возникало подобных идей! Хоть одну из них возьмите на вооружение и воплощайте перед объективами телекамер. Позитивная отдача не заставит себя ждать.
Отдельно взятый образец
Сомову необходимо стремиться к модели поведения Дмитрия Аяцкова и Вячеслава Володина.
Допустим, Аяцкова вполне заслуженно считают человеком противоречивым. Тем не менее, он многое создал и оставил после себя. Самого Дмитрия Фёдоровича нет на Московской, 72 с весны 2005 года. Зато люди видят национальную деревню и парк Победы в его нынешнем виде. Мост у села Пристанное и восстановленную часовню на Театральной площади. Площадь Столыпина и третий роддом. Список, на самом деле, гораздо длиннее.
Собственно, за счёт схожих заметных дел популярен и Вячеслав Володин. Любые выпады в его адрес теряют остроту, когда речь заходит о том, сколько сделано Володиным для региона. Куда деть отремонтированные больницы и школы? Возведённые ФОКи и бассейны? Они – лучшие аргументы. Нельзя перечеркнуть сделанное.
Похожим путём надо идти Сомову. Образ непонятного человека из газовой отрасли, нехотя и лениво отыгрывающего свою роль, следует изменить. Если подобная идея реализуется, плоды трудов сити-менеджера увидят жители Саратова. Тогда и промашки будут более терпимо восприниматься горожанами: «Подумаешь, не сделал чего-то? Так ведь не успеть ему везде».
Более того, появится то, во что можно с чистой совестью тыкать носом любых недоброжелателей. «Ругаете за малое количество снегоуборочных машин? Зато взгляните, какой игрушкой благодаря моим усилиям стал проспект Кирова!»
На примере отдельно взятого городского уголка надо показать решение всех наболевших проблем. Убрать мусор. Довести до идеальной кондиции строения. Усовершенствовать освещение. Сконструировать образец, являющийся точкой опоры.
Бюджет Саратова мал и смехотворен. Вместе с тем у Аяцкова тоже наблюдался ужасный недостаток ресурсов. Особенно в первый срок его полномочий. Да и Володин, конечно, не имеет возможности привозить в Саратовскую область грандиозные золотые горы.
Распоряжение имеющимися средствами с разумным привлечением помощи спонсоров и может стать толчком, разбивающим стереотипное восприятие личности Сомова.
Лишь особый подход выделит Сомова из серой плеяды городских завхозов и поднимет его на качественно иной уровень.