Бодрость духа

Оценить
Кризис кризису рознь

Кризис кризису рознь

На минувшей неделе Экономбанк открыл новый офис в посёлке Юбилейный. Это уже третий из открытых допофисов этого банка в нынешнем году. На сайте банка сообщается, что расширение присутствия в регионе – это стратегия. Может быть, и стратегия. Но и тактических мотивов отрицать нельзя.

В разгар кризиса 1998 года Экономбанк не отказался от ремонта главного офиса и стеклил фасад, выходящий на Театральную площадь. О том, какого напряжения стоило тогда «держать лицо» кредитного учреждения, председатель правления рассказал журналистам только через год. Что сегодня происходит в банке, какими усилиями демонстрируется каждодневное спокойствие, здесь не афишируют. Но новый офис – сигнал наружу о том, что этот региональный банк чувствует себя вполне уверенно.

И Экономбанк – не единственный бодрый субъект финансово-кредитного рынка. Новые офисы открывают и другие. В самом начале кризиса расширением отличился региональный НВКбанк. Уже в декабре об открытии допофиса объявил Инвестторгбанк. В новый операционный зал зовёт клиентов региональный банк Агророс.

И территориальное расширение – не единственное средство продемонстрировать шаги, которые делаются навстречу клиентам. В ходу сейчас разнообразнейшие акции. Русь-банк бесплатно раздаёт новым солидным вкладчикам мини-комбайны. Райффайзенбанк, решив напомнить всем сомневающимся, что его «клиенты спят спокойно», предлагает всем новым в подарок жёлтую подушку. А открывшим вклад на сумму свыше полмиллиона рублей дополнительно к подушке – CD с классической музыкой.

На сайте Banki.ru есть «Книга памяти». В неё складываются данные о коммерческих банках, у которых ЦБ отозвал лицензию. Интересное, надо отметить, чтиво. И поучительное. Позволяющее сравнить то, что есть, с тем, что было.

Заглядываю в 1998 год. Прямо в кризисный август. И вижу, что уже в августе Центробанк отозвал лицензию у 10 коммерческих банков, в сентябре – у 27, в октябре – у 20, в ноябре – у 13, в декабре – у 21. А потом уже процесс съёживания банковской системы пошёл на спад. Лицензий отзывали всё меньше и меньше.

Кризис 2008 года тоже уже активно собирает свой урожай лицензий. В октябре отозвано три. В ноябре – 7. В декабре пока две. Но эти два кризиса, разделённые десятилетиями, роднят, пожалуй, только названия уходящих с рынка кредитных учреждений. На первый взгляд они какие-то несерьёзные, что ли. Провинциал-банк, Поиск, Брико, Прайм-Рейт-банк – в 1998. Лефко-банк, Мира-банк, Сибконтакт – в 2008. Но эксперты вам скажут, что такие названия придумываются не от легкомыслия и не для красоты. Как правило, эти банки создавались для каких-то узких целей. И не претендовали на то, чтобы прослыть классическими универсальными.

Среди тех, что работают на саратовском рынке, универсальными и классическими тоже можно назвать не все. Но банков с отзованными нынешней осенью лицензиями среди них тоже нет. Есть потрёпанные в ходе кризиса. Например, банк Электроника.

Это кредитное учреждение не взялся выхаживать санитар банковской скорой помощи – агентство по страхованию вкладов. Но испытывающую трудности Электронику купил Национальный резервный банк (НРБ), принадлежащий Александру Лебедеву. И вот уже саратовские информагентства сообщают, что клиенты банка Электроника могут рассчитывать на прежние условия по обслуживанию своих средств в НРБ.

Ещё менее заметно для клиентов произошла смена собственника в Русском банке развития (РБР). Это тоже отличительная черта нынешнего кризиса. Банки очень старались остановить, успокоить, подбодрить своих клиентов от необдуманного оголения счетов. И, похоже, большинству это удалось.