Кто изобретёт, как вывести изобретение в люди?

Оценить
Долгая дорога от инновации до коммерциализации

Долгая дорога от инновации до коммерциализации

Экономический кризис всё расставит по своим местам, говорят некоторые эксперты. Неконкурентоспособные предприятия и производства уйдут с рынка. Инновационная модель развития экономики докажет свои преимущества по сравнению с ресурсно-сырьевой.

Нанорельсы…

Совсем недавно, аккурат перед началом кризиса, российскую экономику начали ставить на инновационные рельсы. При вузах открываются нанофакультеты, научно-производственные предприятия и НИИ начинают пачками выдавать инновационные разработки.

Недостатка светлых учёных умов, кипящих гениальными идеями, в России никогда не было. И сегодня этим умам как будто бы даже нашли практическое применение – делать переворот в национальной экономике.

План понятен. Цели и задачи тоже ясны. И уже средства выделены на поддержку и развитие. И результат в виде разработок уже имеется. Тут-то и встаёт вопрос: что дальше?

После того как учёная мысль преобразуется в опытный образец, её путь заканчивается. Начинаются скитания изобретателей в поисках финансирования. И хорошо, если учёные работают на «заказ», и покупатель разработки известен заранее. Но в большинстве-то случаев работа идёт по принципу «изобретение ради изобретения».

Вопрос коммерциализации инновационных проектов неожиданно стал камнем преткновения, который не позволяет быстро и безболезненно перевести экономику на те самые волшебные рельсы высоких технологий.

и микрорезультаты

Да, проблему взялись решать, что называется, всем миром. На федеральном уровне функционирует государственная корпорация «Роснанотех», в которую вкачиваются миллионы, да что там – миллиарды бюджетных средств, и продуктивность которой в первый год работы составила… 1 (прописью: один) проект.

При этом «Роснано» по сути своей посредник. Лифт между бизнесом и изобретателями. Государственная корпорация создаёт базу перспективных инновационных разработок и привлекает к ним внимание бизнеса, мол, «Налетай, разбирай!». Слабое звено схемы видится в том, что за реализацию проекта – успешную или неуспешную – корпорация никакой ответственности не несёт.

Ещё одна надежда у российских изобретателей – венчурные фонды. Структуры, в уставной фонд которых входят как бюджетные средства, так и частный капитал. А поскольку, в отличие от «Роснано», венчурные фонды берут на себя все коммерческие риски, требования к проектам здесь очень высокие.

Технопарки «создают условия»

На региональном уровне большая часть инновационных разработок осуществляется в вузах, поэтому частичную помощь в коммерциализации проектов местным изобретателям оказывают технопарки. Они призваны обслуживать начинающих предпринимателей, учёных, разработчиков, чтобы обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов.

Но технопарки не финансируют выход проектов на рынок, они просто «создают условия». Кроме того, коммерциализация вузовских инновационных разработок затруднена. Поскольку продавать вузы могут только лицензию или научно-исследовательскую разработку. Однако желающих приобрести идею, чтобы потом вкладываться в её реализацию, немного. А с учётом сложившейся кризисной конъюнктуры, возможно, станет ещё меньше.

И на практике получается, что в основном изобретатели вынуждены искать спонсоров на выставках, семинарах и прочих тусовках, в названии которых есть слово «инновационный».

Вузы готовы продавать

Между тем на федеральном уровне второй год обсуждается ещё один инструмент коммерциализации инновационных разработок – создание при вузах малых предприятий. Учёные считают, что эта форма поддержки может значительно облегчить их работу. Особенно в наше непростое время.

Малые предприятия, созданные на основе вузовских технопарков, – лучший инструмент доведения изобретения до рынка, уверен проректор по научной работе СГУ Дмитрий Усанов. В странах с рыночной экономикой это обязательная практика, добавляет он.

В ответ на мои сомнения в эффективности начинаний из-за совершенно новых экономических условий, в которые попали мир, страна и Саратовская область, Дмитрий Усанов утверждает, что пока экономический кризис не отразился на коммерциализации вузовских проектов. Кризис в своей острой форме проявляется только 2–3 месяца, а это для научных разработок не сроки.

Выполнение работ, по словам проректора, расписано на год, и на научной составляющей экономические встряски не отражаются. По крайней мере горевать пока об этом рано. С другой стороны, по мнению Дмитрия Усанова, сейчас наиболее актуальным становится вопрос расширения коммерческих полномочий высшей школы.

Учёные-инноваторы возлагают большие надежды на то, что в скором времени запрет на создание малых предприятий при вузах будет пересмотрен. Хотя, по словам проректора, «никаких указаний сверху не поступало».

Эксперты сомневаются

Столичные эксперты настроены в отношении коммерческих полномочий высшей школы более скептично. Эксперт клуба региональных журналистов «Из первых уст», директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко считает, что, прежде чем открывать предприятия (даже в самых благих целях), необходимо отдавать себе отчёт в том, для чего оно вузу.

С одной стороны, открытие предприятия для вывода инновационных разработок на рынок разумно. Но есть, например, опыт Китая. «Китайцы открыли, а теперь закрыли, – объясняет Татьяна Львовна. – Говорят, преподаватели перестали работать и занялись инновационными процессами. Я считаю, что прежде, чем что-то сделать, надо обязательно подумать. Есть ли кадры, есть ли сбыт продукции. Нужно сделать бизнес-план, что есть в любой нормальной экономической деятельности. Надо обосновать всё, посчитать и отвечать».

В общество – без посредников…

Саратовскому учёному-изобретателю-предпринимателю Владимиру Кожевникову удалось не только коммерциализовать свои разработки, но и сделать их основополагающими в работе своего малого предприятия. При этом он говорит, что категорически против «такой кампании, как «коммерциализация»», которая, по его мнению, просто развивает ненужную систему посредничества, целые неоправданные институты и штаты.

Владимир Кожевников уверен, что настоящая разработка должна быть привязана к рынку, и в первую очередь к потребностям общества. Если ты разрабатываешь то, что востребовано, твой проект быстро найдёт покупателя. «И время надо тратить именно на это, чтобы потом не жаловаться, что предприниматели не хотят тебя финансировать», – считает Кожевников.

Изобретатель отмечает, что зачастую его коллеги подолгу не могут «обнародовать» свои творения только потому, что инновация либо не востребована в данный момент, либо очень затратна. «Тогда какой смысл в этой разработке?» – задаёт вопрос предприниматель.

Действительно, инновационный путь развития подразумевает оптимизацию расходов при сохранении либо увеличении результатов. Кому в таком случае будут нужны разработки с трудо- и ресурсоёмкими составляющими? Да и сама наука призвана работать на упрощение и удешевление процессов.

но с «толкачами»

Кроме предложения идеи, востребованной рынком, Владимир Кожевников считает, что есть ещё варианты вывода изобретения в люди. Например, те же коммерциализаторы, которых раньше называли «толкачи», внедренцы.

Предприниматель уверен, что штат из хороших менеджеров сможет продвинуть на рынок любую разработку. Но и услуги их стоят недёшево.

Есть ещё один вариант, которым поделился Владимир Борисович: умный разработчик сам создаёт потребность. Классический пример: корпорация «Майкрософт» и создатели мобильных телефонов. Вот где действительно широкомасштабное мышление!

Изобретатель-предприниматель Кожевников уверен, что, подходя к изобретению чего-то нового, необходимо помнить высказывание Фридриха Энгельса: «Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперёд больше, чем десяток университетов».