Девальвация

Оценить
Если мы останемся без импорта, в этом будет виноват Чубайс

Если мы останемся без импорта, в этом будет виноват Чубайс

Российское правительство тут нам недавно подбросило для размышления слово «девальвация». И даже объяснило, что процесс девальвации означает ослабление рубля по отношению к доллару. Для тех, кто не понял, правительство уточнило, что доллар будет стоить скоро 30–32, а может даже, и 35 рублей. Но как данные планы обесценивать рубль отразятся на реальной жизни людей, разъяснять никто не стал.

Крепкий рубль на глазах размягчается

С одной стороны, вроде и ни к чему разъяснения. Потому что те, кому эта информация была адресована, сами во всём разобрались. Например, крупные российские банки с государственным участием. По данным бывшего зампреда ЦБ Сергея Алексашенко, за два последних месяца эти банки, которым было приказано государственными деньгами взбодрить экономику, купили доллары. На триллион рублей.

И теперь, надо понимать, эти банки ждут, когда в результате девальвации за один доллар официально начнут давать 30–32, а может, и 35 рублей. То есть ждут хорошего курса, чтобы заработать на обратной операции по превращению долларов в рубли. А вместе с ними ждёт этого «хорошего» курса реальная российская экономика – заводы, шахты, торговые сети… Долго ожидание затягивать опасно. Потому девальвировать будут, скорее всего, еженедельно.

Кроме банков скорость девальвации могла бы порадовать тех, кто получает зарплату в долларах. Но несколько лет назад правительство наше провозгласило курс на укрепление рубля. И когда цена доллара поползла с 30 рублей до 25, получающие зарплату в долларах сами запросились на рубли. Так что людей с зарплатами в долларах в России на настоящий момент мало.

Гораздо меньше, чем 3–4 года назад, осталось у нас и тех, кто держит сбережения в долларах. Как-то поверили люди, что в России наступила стабильность и рубль крепчает. Позволили себе не просто не любить Америку, а не любить её делом. И отнесли американские деньги в банки. В обмен на наш российский крепчающий рубль. А он, оказывается, вовсе и не крепчал.

Сначала начал подъедаться ползучей инфляцией, нынешним летом стал жертвой таргетирования инфляции*, а вот теперь начались эксперименты с девальвацией. И куда они нас заведут, никто не знает. По крайней мере ни официальные должностные лица, ни независимые от власти эксперты самостоятельно зарабатывать людям на скачках пары доллар – рубль не советуют. Слишком много нюансов придётся учитывать.

Так что пусть радуются ленивцы, которые оставили свои сбережения на долларовых счетах, и суетятся российские оптимисты, взявшие кредиты в долларах. Кстати, всех купивших импортные автомобили можно тоже сегодня причислить к оптимистам. Потому что сначала им будет труднее и дороже купить сломавшуюся деталь, а потом придётся покупать новый импортный автомобиль за большие деньги. То есть в долларах эти автомобили будут стоить, может, и меньше. В рублях – дороже.

Импорт будет дорожать

Импортные товары будут дорожать вместе с темпами девальвации. Не завтра, конечно. Сначала будет распродан уже поступивший на склады товар. А вот новые партии товаров, которые будут закупать после нового года, потребуют новых ценников.

Дело в том, что наша российская валюта – рубль. Покупая товары за рубли, мы формируем продавцу рублёвый оборотный капитал. А для того, чтобы закупить товар за границей, ему нужны доллары. А доллары продаются по цене, которую Центробанк собирается только увеличивать, а никак не уменьшать.

Так что если кто-то откладывал покупку компьютера, телефона, фотоаппарата или новой пары туфель до весны, то лучше купить необходимое прямо сейчас. Особенно этот совет касается тех товаров, аналогов которых не делается в России.

Потому что импортные товары с российскими аналогами какое-то время ещё поконкурируют за счёт сокращения издержек. А потом могут быть выдавлены дешёвыми российскими товарами с рынка.

Хотя мне-то почему-то кажется, что это российские товары под девальвационный шумок поднимутся в цене до вынужденной цены импортных. И найдутся ведь этому тренду объяснения. Скажут, например, производители российского постельного белья, что у них текстиль импортный. А производители российской обуви сошлются на импортные лекала, шнурки и заклёпки.

Особенно неприятно скрытый импорт может отразиться на производителях пищевых продуктов. Например, колбасе. Ведь это мы думаем, что если колбаса произведена в Саратове, то в ней – мясо саратовских производителей. А на самом деле производителями мяса для саратовской колбасы вполне могут оказаться и австралийцы, и бельгийцы, и американцы. Те, кто научился производить его дешевле. То же – с молочными продуктами, конфетами, консервами.

Пищевая промышленность не любит афишировать долю импорта в производных для своей продукции. Но когда эта импортная составляющая повысится, скрывать её станет труднее. Чтобы удержать цену, придётся оптимизировать штат, изменять технологии, сокращать другие издержки.

Так что итогом девальвации рубля может стать не только исчезновение невостребованного из-за дороговизны импорта или сокращение его доли в торговле, но и усовершенствование торговых и производственных процессов.

В прямом выигрыше от девальвации окажутся только продавцы-экспортёры. Они за каждый вырученный от продаж доллар получат больше рублей. Так как в экспортёрах у нас в основном нефте- и газодобывающие предприятия, то можно за них порадоваться. По воле Центробанка у них всё должно быть нормально.

Зачем Центробанку девальвация?

В обязанности Центробанка входит регулирование торгово-платёжного баланса страны. Баланс хорош, если объём платежей за товары, которые вывозятся из страны, больше объёма платежей за товары, которые в неё ввозятся.

В последние восемь лет Россия с каждым годом получала всё больше и больше за вывозимые товары. Не потому, что товаров становилось всё больше и больше. А всего лишь потому, что цена на эти товары на мировом рынке стремительно росла в разы.

Летом 2008 года цены на металлы на мировом рынке начали падать. И к настоящему времени упали в 3–4 раза. Более чем в три раза упала за последние месяцы цена на нефть. Соответственно, общий объём платежей за вывезенные товары уменьшается. В страну приходит всё меньше долларов. А уходит столько же. Потому как объёмы зарубежных товаров, которые в России с удовольствием потребляют, только растут. И соответственно, растёт объём долларовых платежей.

Если эти объёмы платежей – за отправленные на запад товары и за купленные там – сравняются или, не дай бог, импорт в денежном выражении станет больше экспорта, Центробанку теоретически придётся тратить свои золотовалютные резервы. Но реально эти золотовалютные резервы у нас, во-первых, не лежат спокойненько на счетах, а где-то размещены, а во-вторых, правительство надеется этими средствами расплатиться за западные долги российского бизнеса.

Так что торгово-платёжный баланс надо держать таким, чтобы экспорт в деньгах всегда был больше импорта. Что означает либо тормоз импортных товаров на границах нашей родины, либо мощный экспорт чего-то нового, очень интересного западу.

Наша нефть, как показывают цены, там сейчас не очень нужна, наши металлы – тоже. Вся надежда снова на Чубайса, который возглавил нанонаправление, сверхинтересное миру. И если он с заданием не справится и не выправит наш баланс и мы останемся по его вине без импорта, да ещё и с долларом, за который придётся выкладывать 50, а то и 100 рублей, то тогда уж точно он будет во всём в России виноват. Шутка.

Из серьёзного – совет: следить за ценой нефти. Если она устойчиво начнёт расти и закрепится на нижней отметке в 70 долларов за баррель, рубль снова начнёт крепчать. Может даже окрепнуть одномоментно. Особенно важна эта информация для тех, кто совсем недавно подсуетился и перевёл свои рублёвые сбережения в валюту. Не собираясь при этом потратить все эти нерусские деньги за пределами России.

* Летом и в начале осени процесс удорожания доллара в России связывался финансовыми властями с процессом таргетирования инфляции. А теперь процесс удорожания доллара назвали девальвацией. Первое от второго отличается тем, что при таргетировании инфляции доллар как бы свободно плавает в валютном коридоре, сам себе устанавливая рублёвую цену, а при девальвации рублёвую цену за доллар устанавливает Банк России (Центробанк).