Подпольные полёты

Оценить
Причины аварии неясны, расследование закончено

Причины аварии неясны, расследование закончено

Катастрофа произошла 14 ноября в 200 метрах от оживлённой трассы Саратов – Энгельс и в километре от села Шумейка. По словам очевидцев, перелетев Волгу, воздушное судно резко завалилось на крыло. Одноместный сверхлёгкий «Шмель» рухнул с высоты 50 метров, пилот погиб. На земле, к счастью, никто не пострадал.

Как выяснилось, пилотом и хозяином машины был 44-летний житель Энгельсского района Андрей Василюк. Он окончил Краснокутское лётное училище, около двадцати лет работал в пассажирской авиации, командовал Ан-24. Уйдя на пенсию, решил открыть собственное дело – заняться химической обработкой полей. В сентябре купил в Дубне Московской области самолёт «Шмель». При помощи представителей фирмы-продавца собрал аппарат на аэродроме под Энгельсом, принадлежащем частной авиационной компании.

Саратовский следственный отдел на транспорте СУ СКП завершил проверку по факту падения частного самолёта в Энгельсском районе. Уголовное дело решили не возбуждать, поскольку не удалось выяснить причины случившегося.

Как выяснили следователи, лётчик подготовил документы для регистрации в реестре воздушных судов, но сделать этого не успел и нелегально поднялся в воздух. По словам следователя Саратовского следственного отдела на транспорте СУ СКП Дениса Крючкова, не удалось установить, откуда взлетело незарегистрированное судно. Заявок в диспетчерскую службу пилот не подавал.

Специалисты считают бесполезным строить предположения о том, что стало причиной падения. «Это судно нигде не зарегистрировано. Пилотского свидетельства лётчик не получал. Если бы не это трагическое происшествие, мы бы и знать не знали, что такой самолёт существует, – говорит заместитель руководителя Приволжского управления Госавианадзора Александр Нетреба. – Провести экспертизу в данном случае мы не можем. Неизвестно, был ли это «Шмель» заводского производства или просто похожий аппарат, собранный в каком-нибудь подвале».

Это далеко не первая в Саратовской области катастрофа с участием сверхлёгких аппаратов. В июне прошлого года в том же Энгельсском районе упал двухместный «Бекас». По договору с фермером самолёт обрабатывал гербицидами просяное поле. Пилот остался жив. В 2005 году над саратовским аэропортом засекли неопознанный объект, вошедший в зону взлёта-посадки пассажирских судов. Нарушителя поймали уже на земле. Оказалось, что бывший военный вертолётчик самостоятельно построил летательный аппарат. Позже летающая машина разбилась при обработке крестьянского поля. В 2003 году подобные аварии произошли в Советском и Краснокутском районах. «Воздушных партизан», летающих без разрешения диспетчера, ловили в окрестностях ЗАТО Светлый, где расположена ракетная дивизия «Тополей», и ЗАТО Шиханы, где дислоцированы химические войска.

По мнению экспертов, обезвредить «партизана» заблаговременно весьма проблематично. «Госавианадзор – это регистрирующая служба, которая проверяет только те самолёты, владельцы которых к ней обращаются. Авиадиспетчеры могут только констатировать, что тот или иной объект находится в воздухе без разрешения. Если транспортная милиция и найдёт потом нарушителя, ему грозит административный штраф до двух тысяч рублей», – говорит начальник Саратовского аэроклуба имени Гагарина Александр Казаков.

По подсчётам экспертов, официально в области насчитывается всего лишь около десятка частных самолётов. Они размещаются на базе энгельсской фирмы «Аэрон», саратовского авиазавода и аэропорта, пользуются услугами механиков и диспетчеров.

«Это могут позволить себе только очень богатые люди. Качественная машина не дешевле, чем хороший коттедж, – говорит Александр Казаков. – Но 99 процентов аварий происходит с участием незарегистрированных аппаратов. Человек сам построил «чудо техники» и летает в своё удовольствие».

«Сверхлёгкие летательные аппараты не приспособлены к выполнению фигур высшего пилотажа, – говорит председатель энгельсского совета РОСТО Владимир Усенко, инженер-механик энгельсской авиадивизии. – Но бывшие военные пилоты, не прошедшие переподготовку на лётчика-любителя, порой игнорируют это ограничение».

Однако, по его мнению, запретительные меры эффекта не дадут. «Нужно развивать малую авиацию и обучать людей, – полагает Владимир Усенко. – В западных странах полёты разрешены практически везде, сверхлёгких судов там в разы больше, а аварий – в разы меньше, чем у нас. В Энгельсе аэроклуб открылся в 1934 году, там занимались 70 человек. А сейчас его нет».

В регионе остался единственный аэроклуб имени Гагарина в Саратовском районе, и тот в нынешнем году едва не отдали частной фирме за долги за топливо. Вождению самолётов здесь сейчас не обучают. Час учебного полёта на вертолёте с инструктором стоит 25 тысяч рублей.

«Получение официального статуса забюрократизировано и недёшево. В Воздушном кодексе нет понятия «малая авиация». Правила оформления едины для больших компаний и частников, у которых нет целого штата юристов», – говорит Александр Казаков.

Чаще всего в «партизаны» уходят бывшие военные и гражданские лётчики, которые хотят летать, но не могут попасть на заработки за границу или на Север.

Обучение для получения пилотского свидетельства стоит 200–300 тысяч рублей. Сертификат лётной годности на машину (аналог талона техосмотра) – от 30 до 60 тысяч рублей. Плюс расходы на страхование, медицинское заключение, регистрацию, лицензию и т. д.