Щит

Оценить
Оставим политологам и экономистам анализ ответов Владимира Путина на вопросы россиян в ходе мероприятия, просто названного «Разговор с Владимиром Путиным». Давайте посмотрим, что спрашивали россияне у премьера. Понятно, большинство вопросов касались

Оставим политологам и экономистам анализ ответов Владимира Путина на вопросы россиян в ходе мероприятия, просто названного «Разговор с Владимиром Путиным». Давайте посмотрим, что спрашивали россияне у премьера. Понятно, большинство вопросов касались больных проблем. Рапортовали о собственных успехах только руководители общественных приёмных. Но у них и работа такая.

Пенсии, пенсии и ещё раз пенсии. Квартирный вопрос. Диспаритет цен на горючее и продукцию аграриев, общий упадок сельского хозяйства. Здравоохранение. Образование. И вопросы в подавляющем большинстве не о частных случаях, а о системных сбоях.

Не получается ли, что в золотые свои годы мы так и не навели порядок в этих сферах? Да тут ещё кризис подбросил дров в костёр. Торможение ипотечной системы, затруднения с получением кредитов, грядущая безработица. И всё это на фоне привычного головотяпства наших чиновников.

Вот премьера спрашивают, почему не положен «материнский капитал» на второго ребёнка, если родились близнецы. Путин говорит: «Было принято решение, что материнским капиталом обеспечиваются те семьи, которое после определённого периода времени родили второго ребёнка. Можно смотреть на эту проблему, пытаясь её расширить, но это вместе с депутатами нам нужно посчитать, каким темпом будут нарастать социальные обязательства. И сможем ли мы их исполнить».

Насколько я понимаю, цель внедрения «материнского капитала» и других мер была в том, чтобы улучшить демографическую ситуацию. И не так уж важно, будет происходить это за счёт близнецов или детей, родившихся с интервалом, скажем, в год. Просто когда под многоголосое ура принимали национальные проекты, никто из разработчиков не подумал, что у женщин могут рождаться двойни, тройни. Кстати, думаю, этот вопрос будет разрешён благополучно для матерей близнецов и тройняшек, иначе бы он не прозвучал в эфире.

Обратите внимание, как отвечает Путин: «...вместе с депутатами нужно будет подсчитать... Сможем ли исполнить социальные обязательства». Осторожно так говорит, без присущей ему категоричности. Хотя на другие экономические вопросы Путин отвечает уверенно и стремится вселить эту уверенность в страну.

Надо отдать должное мужеству премьера, он не стал перекладывать или делить ответственность. Перед всей Россией он предстал человеком, который знает, как побороть кризис, как провести россиян через бурное море. И надо полагать, он понимает, что, если финансовый ураган не успокоится, винить в том будут его.

Россияне вообще любят, когда кто-то сильный заслоняет их от тревог большого мира. И на этого же сильного свалить все свои неурядицы. Именно таков был стиль управления Дмитрия Аяцкова. Своим участием во всех мало-мальски значимых мероприятиях он добился того, что саратовцы были уверены: всё в области зависит от губернатора. Порой эта уверенность принимала анекдотические черты. Помню, как в редакции газеты проводили прямую линию с ДФ. Редакция не ОРТ, технической возможности фильтровать вопросы у нас не было. Кто дозвонился – тот и спросил. И вот один мужик спрашивает губернатора, что делать с упавшим деревом, перегородившим выезд из гаражей. Лицо Аяцкова покраснело, под кожей заходили желваки.

– У тебя пила есть? – каким-то звенящим голосом спросил он. – Есть? Тогда жди, я приеду к тебе это дерево пилить!

Но суть не в этом анекдоте. А в том, что под конец срока во всех недостатках стали винить того же Аяцкова. Вне зависимости от того, его ли это была компетенция или нет. Так что, господа, разделение и делегирование ответственности – великая вещь. Или же сужение сферы своей публичной ответственности до каких-то очень конкретных размеров. Например, торговли мясом на одном отдельно взятом рынке.

А что у нас в области происходит? Да вроде всё как обычно. Хотя, знаете, стали всё чаще попадаться мероприятия, заставляющие вспомнить о комсомоле. То диспут «Конституция в жизни моей», то торжественная демонстрация сувенирных ключей от далёкого города, то дискуссия «Герои нашего отечества».

Похоже, это тоже своего рода щит. Стремление заслониться от треволнений нашей жизни воспоминаниями. Ведь как хорошо было тогда: ни кризиса, ни девальвации. Рулевой один для всех есть, верный помощник у рулевого тоже в наличии. Правда, куда они зарулили, тоже хорошо известно.